РАЗДЕЛ 2
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ
2.4. УТВЕРЖДЕНИЯ УКРАИНЫ КАК ТРАНЗИТНОГО ГОСУДАРСТВА
Общие положения
Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются постоянным
расширением хозяйственных связей и международной экономической кооперации. Поэтому
приоритетным направлением в политике развитых стран стали интеграционные процессы,
что предполагает создание условий для свободного перемещения товаров, услуг,
капиталов, рабочей силы. Это обусловливает постоянный рост транснациональных
потоков и международного транзита грузов. Для многих государств перевозки транзитных
грузов через с кой территорию стало важным источником экспорта услуг,
валютных поступлений в бюджет, создания дополнительных рабочих мест. Вопрос
развития транзита занимают видное место в европейской транспортной политике.
Подтверждением этого является развитие международных транспортных коридоров на основных
направлениях транснациональных перевозок.
Выгодное географическое положение Украины на пути основных транзитных потоков между
Европой и Азией, наличие незамерзающих черноморских портов, развитой сети
железных дорог, автомобильных дорог, трубопроводов в широтных и меридиональных
направлениях создает все необходимые предпосылки для увеличения объемов транзита
грузов.
В связи с предстоящим присоединением Украины к Мировой организации торговли
обеспечение свободного транзита грузов и его развитие будут способствовать повышению
эффективности внешней торговли, равноправному вхождению Украины к системе
международного разделения труда, созданию стабильного источника валютных поступлений в
бюджета. На современном этапе увеличение объемов международного транзита территорией
Украины может стать важным фактором стабилизации и структурной перестройки ее
экономики. При этом следует учитывать, что транзит как вид экспорта транспортных
услуг является одним из наиболее эффективных, а инвестиции в эту сферу транспортной
деятельности дают быструю отдачу.
Как свидетельствует международная практика, эффективное функционирование транзитной системы
зависит от национального законодательства, что соответствует общепринятым
международным нормам, его стабильности, оптимальной тарифно-ценовой и
налоговой политики в этой сфере, развитой транспортной инфраструктуры
международного значения и оборудованных на высоком техническом уровне пунктов
пропуска через границы, использования прогрессивных, построенных на логистических
принципах технологий перевозок и переработки грузов, современных систем
организации документооборота, расчетов, информационного обеспечения.
Технологические мощности национальной транспортной инфраструктуры дают
возможность ежегодно перевозить железными дорогами, внутренним водным и автомобильным
транспортом и перерабатывать в портах свыше 60-70 млн. тонн и доставлять
трубопроводным транспортом около 200 млн. тонн транзитных грузов. Однако
фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн. тонн, то есть имеющийся
транзитный потенциал Украины используется на 70 процентов, а на транспорте
общего пользования (без трубопроводов) - лишь на 50 процентов.
По оценкам международных экспертов ООН и ЕС и прогнозам Совета по изучению
производительных сил Национальной академии наук Украины, до 2010 года ожидается
увеличение товарообмена по направлениям европейской оси «Север-Юг» на
25-30, евразийской - на 30-35 процентов. В связи с этим возможно соответствующее
увеличение транзитных перевозок территорией Украины.
Транспортная система страны в основном способна обеспечить такой рост
транзитных перевозок. Однако несоответствие показателей транзитных перевозок в
Украине международным требованиям по скорости, непрерывности, сохранности грузов,
тарифов и цен на услуги не обеспечивает не только их рост, но и стабилизации
в существующих объемах.
Основные причины, которые сдерживают развитие транзита грузов в Украине, заключаются в
неустроенности системы контроля грузов на границе и взимания сборов,
высокой стоимости услуг, которые предоставляются таможенными брокерами, контрольными службами
и транспортными терминалами, многочисленных бюрократических преградах при оформлении
транзитных перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной
криминальной обстановке, отсутствии комплексного, в том числе информационного,
обслуживание на пути транзита, отсутствия комплекса правовых актов,
регулируют транзитные перевозки и их экспедиционное обслуживание.
Эти проблемы и призвана решить общегосударственная Комплексная программа
утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 годах (далее - Программа),
направлена на обеспечение интеграции Украины в европейскую и мировую
экономические системы. Принятие такой Программы обуславливается необходимостью
проведение единой транзитной политики на общегосударственном и региональном
уровнях (18 областей Украины, а также Автономная Республика Крым и город
Севастополь являются пограничными), координации деятельности министерств, других органов
центральной исполнительной власти, значительными объемами научных исследований и
капиталовложений для модернизации инфраструктуры транзита.
Положениями Программы учтены международные требования к обеспечению свободного
транзита грузов, опыт европейских государств в организации транзитных
перевозок.