Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 2 ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

2.4. УТВЕРЖДЕНИЯ УКРАИНЫ КАК ТРАНЗИТНОГО ГОСУДАРСТВА

  Общие положения

Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются постоянным расширением хозяйственных связей и международной экономической кооперации. Поэтому приоритетным направлением в политике развитых стран стали интеграционные процессы, что предполагает создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Это обусловливает постоянный рост транснациональных потоков и международного транзита грузов. Для многих государств перевозки транзитных грузов через с кой территорию стало важным источником экспорта услуг, валютных поступлений в бюджет, создания дополнительных рабочих мест. Вопрос развития транзита занимают видное место в европейской транспортной политике. Подтверждением этого является развитие международных транспортных коридоров на основных направлениях транснациональных перевозок.

Выгодное географическое положение Украины на пути основных транзитных потоков между Европой и Азией, наличие незамерзающих черноморских портов, развитой сети железных дорог, автомобильных дорог, трубопроводов в широтных и меридиональных направлениях создает все необходимые предпосылки для увеличения объемов транзита грузов.

В связи с предстоящим присоединением Украины к Мировой организации торговли обеспечение свободного транзита грузов и его развитие будут способствовать повышению эффективности внешней торговли, равноправному вхождению Украины к системе международного разделения труда, созданию стабильного источника валютных поступлений в бюджета. На современном этапе увеличение объемов международного транзита территорией Украины может стать важным фактором стабилизации и структурной перестройки ее экономики. При этом следует учитывать, что транзит как вид экспорта транспортных услуг является одним из наиболее эффективных, а инвестиции в эту сферу транспортной деятельности дают быструю отдачу.

Как свидетельствует международная практика, эффективное функционирование транзитной системы зависит от национального законодательства, что соответствует общепринятым международным нормам, его стабильности, оптимальной тарифно-ценовой и налоговой политики в этой сфере, развитой транспортной инфраструктуры международного значения и оборудованных на высоком техническом уровне пунктов пропуска через границы, использования прогрессивных, построенных на логистических принципах технологий перевозок и переработки грузов, современных систем организации документооборота, расчетов, информационного обеспечения.

Технологические мощности национальной транспортной инфраструктуры дают возможность ежегодно перевозить железными дорогами, внутренним водным и автомобильным транспортом и перерабатывать в портах свыше 60-70 млн. тонн и доставлять трубопроводным транспортом около 200 млн. тонн транзитных грузов. Однако фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн. тонн, то есть имеющийся транзитный потенциал Украины используется на 70 процентов, а на транспорте общего пользования (без трубопроводов) - лишь на 50 процентов.

По оценкам международных экспертов ООН и ЕС и прогнозам Совета по изучению производительных сил Национальной академии наук Украины, до 2010 года ожидается увеличение товарообмена по направлениям европейской оси «Север-Юг» на 25-30, евразийской - на 30-35 процентов. В связи с этим возможно соответствующее увеличение транзитных перевозок территорией Украины.

Транспортная система страны в основном способна обеспечить такой рост транзитных перевозок. Однако несоответствие показателей транзитных перевозок в Украине международным требованиям по скорости, непрерывности, сохранности грузов, тарифов и цен на услуги не обеспечивает не только их рост, но и стабилизации в существующих объемах.

Основные причины, которые сдерживают развитие транзита грузов в Украине, заключаются в неустроенности системы контроля грузов на границе и взимания сборов, высокой стоимости услуг, которые предоставляются таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами, многочисленных бюрократических преградах при оформлении транзитных перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной криминальной обстановке, отсутствии комплексного, в том числе информационного, обслуживание на пути транзита, отсутствия комплекса правовых актов, регулируют транзитные перевозки и их экспедиционное обслуживание.

Эти проблемы и призвана решить общегосударственная Комплексная программа утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 годах (далее - Программа), направлена на обеспечение интеграции Украины в европейскую и мировую экономические системы. Принятие такой Программы обуславливается необходимостью проведение единой транзитной политики на общегосударственном и региональном уровнях (18 областей Украины, а также Автономная Республика Крым и город Севастополь являются пограничными), координации деятельности министерств, других органов центральной исполнительной власти, значительными объемами научных исследований и капиталовложений для модернизации инфраструктуры транзита.

Положениями Программы учтены международные требования к обеспечению свободного транзита грузов, опыт европейских государств в организации транзитных перевозок.