Административный процесс - а) в широком смысле - порядок осуществления исполнительной и распорядительной деятельности субъектов государственного управления, которая регулируется как правовыми нормами, так и организационными правилами, обычаями, традициями. Содержание А. п. заключается в практической реализации задач и функций государственного управления путем выполнения определенных процедур управленческой деятельности. Главными стадиями А. п. являются: разработка и принятие управленческого решения, в основном в форме акта управления; выполнение принятого решения с помощью различных методов и приемов управления; контроль выполнения и проверка последствий управленческой деятельности. Преобладающий объем Дел, которые решаются в процессе управления, связанный с реализацией гражданами своих прав, свобод и обязанностей, обжалованием гражданами незаконных действий государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществлением государственными предприятиями и учреждениями различного обслуживания населения и т.п.; б) в узком смысле - административно-юрисдикционный процесс, который является самостоятельным видом (наряду с уголовным и гражданским процессами) юридического процесса. Содержание административно-юрисдикционного процесса заключается в решении дел об административных правонарушениях и регулируется нормами административно-процессуального права. Административно-юрисдикционный процесс иначе определяется как административное производство. Оно состоит в применении к правонарушителям мер административной ответственности. Основными стадиями административного производства являются: выявление и официальная фиксация факта правонарушения; принятие решения о рассмотрении или отказе в рассмотрении) административного дела; рассмотрение Дела и принятие постановления о наложении административного взыскания; опротестование постановления о наложении административного взыскания; выполнение указанного постановления. Порядок административного производства регулируется главным образом Кодексом Украины об административных правонарушениях. Процессуальная деятельность органов государственного управления в других ее формах не регламентируется каким-то одним законодательным актом. Процессуальные нормы содержатся в Конституции Украины га в других нормативных актах. А. п. как в широком, так и в узком его значении должно осуществляться на выработанных теорией и практикой принципах. Одним из таких принципов является принцип демократизма А. п. Он обеспечивает гласность управленческой деятельности, ее непосредственность, открытость для широких слоев населения. Еще одним принципом А. п. является его законность. Это означает, что А. п. осуществляется на принципах, определенных законом. Следующий принцип А. п.- научность, смысл которого заключается в научной обоснованности процедур, по которым должны действовать органы государственного управления. Есть и другие принципы А. п. В своей совокупности они составляют ту основу, от которой в конечном итоге зависит эффективность управленческой деятельности.