Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 31. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКОВ И ИХ РЕАКЦИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цель урока: выявить взаимосвязь рынков различных товаров; формировать умение проводить анализ реальных ситуаций, используя графики; повторить, обобщить знания основных понятий товарного рынка (цена, спрос, предложение); развивать познавательный интерес, творческую активность и умение логично излагать мысли; развивать умение работать с различными информационными источниками.

Основные понятия: взаимодействие рынков, цена, спрос, предложение.

Тип урока: закрепление и применение знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

IV. Изучение нового материала

Лекция учителя

Изменения состояния равновесия, связанные с влиянием неценовых

детерминант спроса и предложения

Изменения равновесия вследствие изменений спроса при неизменном предложении. Если, например, под воздействием каких-либо неценовых детерминант спрос растет, то происходит смещение точки равновесия. При этом равновесная цена растет, а равновесный объем увеличивается. Если спрос сокращается при неизменном предложении, то соответственно равновесная цена падает, а равновесный объем сокращается.

Изменения равновесия вследствие изменений в предложении за неизменного спроса. Если под воздействием каких-либо неценовых детерминант предложение растет за неизменного спроса, то происходит смещение точки равновесия. При этом равновесная цена снижается, а равновесный объем увеличивается. Если же предложение за неизменного спроса уменьшается, то равновесная цена растет, а равновесный объем сокращается.

За одновременных изменений спроса и предложения происходит смещение точки равновесия, а уровень новых равновесных цен и объемов определяется относительными изменениями спроса и предложения:

• если спрос и предложение растут одновременно, равновесный объем продукции растет, но влияние на равновесную цену является неопределенным. Равновесная цена может не измениться, если происходит пропорциональный рост спроса и предложения. Равновесная цена будет расти, если спрос возрастает в большей степени, чем предложение. Равновесная цена спадет, если спрос возрастает в меньшей степени, чем растет предложение;

• если спрос и предложение одновременно сокращаются, равновесный объем продукции уменьшается, а влияние на равновесную цену является неопределенным. Равновесная цена не изменится, если происходит пропорциональное сокращение спроса и предложения. Равновесная цена возрастет, если спрос падает в меньшей степени, чем предложение. Равновесная цена снижается, если спрос падает в большей степени, чем предложение.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Упражнение «Анализ рыночной ситуации» (пример анализа ситуаций)

Проанализировать, как следующие события повлияют на равновесную цену и равновесную количество. Анализ осуществить в такой последовательности:

1) определить из условия задачи, какой фактор вызвал изменения на данном рынке;

2) определить, что подверглось изменению: спрос, предложение или то и другое одновременно; отразить изменения в соответствующей графе таблицы 1;

3) определить, как изменились спрос или предложение или то и другое; установить причину изменений;

4) наметить новые кривые спроса или предложения на исходном графике равновесного рынка в таблице 1, отметить новую равновесную цену и равновесную количество;

5) определить, как изменились равновесная равновесная цена и количество;

6) сделать вывод, обводя кружочками соответствующие изменения ситуаций D, S, e, Qe в таблице 2.

Пример задания

Условие

Событие 1. Многие люди прислушались к призывам общества защиты природы и стали покупать к Рождеству только искусственные елки вместо живых деревьев.

Событие 2. Передовые технологии были внедрены в производство телевизоров нового поколения, что увеличило производительность труда в отрасли. Продолжение трансляции популярного телесериала на ТВ начнется в ближайшее время.

 

Таблица 1

 

Событие

График

Гe

Qe

D

S

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

D

S

Гe

Qe

1

↑ ↓ _

↑ ↓ _

↑ ↓ _

↑ ↓ _

2

↑ ↓ _

↑ ↓ _

↑ ↓ _

↑ ↓ _

 

Для отработки навыков анализа рыночных ситуаций учащимся предлагаются задания для самостоятельной работы (см. приложение 1). На самостоятельную работу отводится 8 мин. По завершении работы результаты представляются возле доски.

Упражнение «Экономические исследовательские центры»

Учащиеся класса объединяются в 5 групп (используя разные по цвету карточки: входя в класс, школьники вытягивают карточки своего цвета и садятся по группам.). Каждая группа сначала выполняет одинаковое для всех групп задания (5 мин.) и делает выводы, потом самостоятельное задание группы (8 мин.). После выполнения заданий каждая группа представляет отчет о проделанной работе.

Инструкция последовательности анализа взаимосвязанных рынков

• Определить из условия задачи, какой фактор является причиной изменений на данном рынке.

• Определить, влияет ли этот фактор на спрос или предложение (при этом необходимо иметь в виду только ближайшие последствия и двигать только одну кривую спроса или предложения).

• Определить, как в этих условиях меняется рыночная равновесная цена и количество на данном рынке.

• Определить, как изменение равновесной цены или равновесной количества повлияет на рынки взаимосвязаны товара-заменителя или дополняющего товара.

Задача 1. Взаимосвязанные рынки

С помощью движения кривых спроса и предложения мы можем проследить, как устанавливаются взаимосвязи между рынками и почему изменения рыночного равновесия на одних рынках влекут изменения равновесия на других рынках.

Предположим, что первоначальным толчком к дальнейшим рыночных изменений стало увеличение цен на корма для коров. Вследствие этого произойдет снижение предложения мяса говядины, что повлияет как на близлежащие рынки, так и отдаленные (см. графики ниже).

1. Снижение предложения говядины вызвало рост равновесной цены на говяжье мясо, что заставило покупателей переориентироваться на потребление более дешевого мяса птицы и привело к росту спроса на последнее и увеличению равновесного количества.

2. Большее количество проданного мяса птицы вызвало увеличение предложения пуха и снижение равновесной цены на пух.

3. Последнее событие заинтересовала производителей пуховых одеял, которые смогут увеличить производство и предложение на рынке пуховых одеял.

4. Такие изменения на рынке пуховых одеял требуют дополнительного количества атласных тканей, используемых для изготовления пуховых одеял. На рынке атласных тканей произойдет смещение кривой спроса вправо и увеличение равновесной цены.

 

Графики взаимодействия рынков

 

 

Регламент работы в группах

1. Выполнение задач.

2. Отчеты групп.

3. Во время отчетов ученики записывают в тетради неизвестные им факторы, изменяющие спрос или предложение:

а) изменение психологии людей;

б) изменение экономической ситуации.

4. Оформление результатов работы. Составление письменного отчета.

5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов.

Представители групп представляют результаты работы, сопровождая свои отчеты демонстрацией графиков и предлагая предпринимателям варианты рыночного поведения.

6. Подведение итогов работы.

Инструктаж для учащихся. Ваши группы сегодня представляют исследовательские центры, изучающие конъюнктуру рынка и разрабатывают рекомендации предпринимателям, занимающимся производством и реализацией товаров и услуг. Каждый из вас в начале самостоятельно выполняет предложенные задания (приложение 2), по завершении выполнения задач осуществляете общее обсуждение. На основе полученных результатов составляете письменный и графический отчет и презентацию.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

«Кейс-метод» (анализ ситуаций)

Приведенный фрагмент статьи иллюстрирует ситуацию взаимосвязи между отдельными рынками.

«Подорожание нефти и нефтепродуктов способствует росту спроса на биотопливо и, соответственно, на сырье для его производства. По данным ФАО, ожидается, что этот процесс коснется прежде всего зерновых (пшеница), семена масличных культур, сахара и растительных масел. Считают, что в течение следующего десятилетия значительные объемы кукурузы в США, пшеницы и семян рапса в Европе, сахара в Бразилии будут использовать для производства этанола и биотоплива. Такой спрос будет влиять на цены на перечисленные культуры прямо и косвенно - через цены на фураж - на цены продукции животноводства и птицеводства».

Источник: Бураковский И. Украинская экономика в международном контексте: проблемы и вызовы / И. Бураковский // Зеркало недели. - 2008. - № 13.

1. Выясните, какие из приведенных продуктов являются заменителями, а какие доповнювачами.

2. С помощью графиков определите, в чем заключается взаимосвязь между рынками нефтепродуктов, продуктов растениеводства (как сырьевых) и животноводства и птицеводства.

3. Можно ли спрогнозировать, как повлияет повышение цен на нефтепродукты на стоимость продукции птицеводства?

Итог урока

Учащиеся формулируют общий вывод по итогам работы на уроке: в постоянной смене точки равновесия заключается жизнь экономики, ее эффективность.

 

VI. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Подобрать материалы СМИ, в которых речь идет об изменениях цен на различных рынках.

 

Приложение 1

Событие 3. В стране началась кампания по пропаганде здорового образа жизни, вследствие чего многие люди решили бросить курить.

Событие 4. Урожай мандарин был уничтожен вредителями. Этот товар использовался в рационе питания каждым жителем страны, поскольку обладает полезными потребительскими свойствами. На оптовые рынки города завезли клементины, которые являются гибридом мандарин и апельсин.

Событие 5. В стране произошло повышение цены на молоко. Производители сыров обеспокоены этой ситуацией, которая повлияет на себестоимость продукции.

Событие 6. В моду вошли изделия из натурального хлопка. При выращивании хлопка введены новые технологии. Сбор хлопка будет производиться не только вручную, но и механизировано, что даст возможность повысить производительность труда. В текстильной промышленности в ближайшее время произойдет переоснащение оборудования.

Событие 7. В городе распространилась информация, что только по рецептам врача будут отпускаться лекарства, которые содержат вредное вещество барбідол. Это вещество содержится в сердечных лекарствах «Корвалол» и «Валокардин». К концу дня в аптеках были раскуплены все лекарства.

Событие 8. Общество защиты животных провело акцию, в результате которой покупатели стали меньше покупать кожаные куртки и другие изделия из кожи. Продавцы стали отказываться от закупки кожаных изделий на оптовых рынках.

 

Приложение 2

Задание группам

1. 3 началом экономического кризиса в Украине начался отток иностранных инвестиций, некоторые иностранные компании отменили ранее принятые решения об открытии своих новых филиалов и даже сократили производство на действующих предприятиях. Как это повлияет на спрос и предложение:

а) на рынке товаров и услуг, произведенных иностранными компаниями в Украине;

б) на рынке труда Украины;

в) на рынке офисного оборудования.

2. Во время экономического кризиса цена нефти на мировом рынке упала ниже психологической отметки в 50 долларов за баррель.

• Отразите ситуацию падения цены на мировом рынке сырой нефти;

• Что произойдет на рынке бензина?

• Продолжите цепочку связанных рынков:

а)___________________________________

б)___________________________________

в)___________________________________

3. Предположим, что в стране начато активную кампанию по защите родной природы, и накануне Нового года граждане решили отдать предпочтение искусственным елкам.

Объясните, что произойдет на рынке натуральных елок, искусственных елок, хвойных освежителей воздуха, елочных игрушек?

4. В стране начато активное антинікотинову компанию и много людей решили бросить курить.

В качестве средства, которое помогает избавиться от вредной привычки, рекламируется новый специальный сорт жевательной резинки.

Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки, пепельниц и зажигалок?