Договор об образовании СССР - договор, заключенный 30.ХІІ.1922 между Российской СФРР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФРР об объединении их в одно союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик. В ведении СССР в лице его верховных органов было представительство Союза в международных отношениях, изменение внешних границ, принятие в состав Союза новых республик, объявления войны и заключения мира, вопросы внешних государственных займов, ратификация международных договоров, установление системы внешней и внутренней торговли, выработки основ и общего плана всего народного хозяйства, организация вооруженных сил, транспортной и почтово-телеграфного дела, монетной, денежной и кредитной систем, установление общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих принципов землевладения и землепользования, основ судоустройства и судопроизводства, общих мер в области охраны здоровья, системы мер и весов, утверждение единого государственного бюджета Союза, общесоюзное законодательство о переселении, труд, образование, гражданство, амнистии, гражданское и уголовное союзное законодательство и т.д. Съезд Советов СССР как верховный орган власти нового государства должен был собираться ежегодно. В период между съездами его функции выполнял ЦБК СССР в составе 371 лица, сессии его проходили трижды в год, а между сессиями государственное правление сосредоточено в руках Президиума ЦИК из 19 человек во главе с 4 головами от всех республик. Высшим исполнительным органом была СНК СССР в составе председателя, народных комиссаров иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей, почты и телеграфов, рабоче-крестьянской инспекции, труда, продовольствия, финансов и председателя Высшего совета народного хозяйства. При ЦИК основывался Верховный Суд СССР с функциями высшего судебного контроля, а при РНК - Государственное политическое управление СССР. Аналогично строилась система высших органов государственной власти и управления в союзных республиках. В состав их входили председатель СНК, его заместители, председатель Высшего совета народного хозяйства, народные комиссары земледелия, продовольствия, финансов, труда, внутренних дел, юстиции, рабоче-крестьянской инспекции, образования, здравоохранения, социального обеспечения, а с правом совещательного голоса - еще и уполномоченные союзных наркоматов иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей, почты и телеграфов. Д. лишал республики многих их суверенных прав. О них даже не говорилось в документе, за исключением ст. 20, где было сказано, что республики имеют собственные бюджеты. Однако здесь же отмечалось, что эти бюджеты являются составными частями общесоюзного бюджета, который утверждает ЦИК Союза, что в доходных и расходных частях они устанавливаются ЦИК Союза, что перечень доходов и размеры отчислений, идущих на образование бюджетов республик, определяются ЦИК Союза. Союзные верховные органы за этим Д. могли отменять любые постановления съездов Советов, ЦИК и СНК республик, которые, по их мнению, нарушали союзный договор. Союзные республики имели лишь формальное право опротестовывать декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИК СССР, не приостанавливая их выполнения, и в исключительный случаях приостанавливать распоряжения наркомов Союза с немедленным сообщением об этом решении СНК СССР Бесправное положение республик в составе СССР несколько прикрывалось ст. 26, которая декларировала возможность их свободного выхода из Союза. Однако в реальной жизни такая возможность исключалась, ибо СССР превратился в единый государственный механизм с жесткой централизованной системой управления. Д. впоследствии стал одним из разделов Конституции СССР 1924 г. и действовал формально до декабря 1991 г.