РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема 7. Онтология. Бытие и материя
§1. Бытие
Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привхідне, с другой, - то,
что существует само по себе.
Аристотель
Бытие - все то, что существует, то, что есть в противоположность тому, чего нет. Это самая общая
категория онтологии и всей философии. Понятие бытие возникает еще в древности. И с
тех пор оно находится в центре внимания большинства философских направлений.
Основные вопросы при этом фактически вечные:
♦ Что такое бытие?
♦ Как оно существует?
♦ Почему оно есть?
Эти вопросы возникают вместе с возникновением философии и будут существовать, пока она
существует. Они вечны, а ответы многообразны и переходные. Парменид понимает бытие
как единое целое и нерушимое, а Гераклит - как непрерывное становление. Платон разделил
бытия на то, что воспринимается чувственно, и выше бытие - мир идей. Аристотель, анализируя
словоупотребление, выявляет различные значения слова "есть" и, опираясь на это, выделяет
четыре смыслы бытия: бытие вещи, принципы вещи, совокупности частей речи и формы,
что организуют дело. Он также разделил бытие на действительное (актуальное) и возможное. Средневековая
философия делает акцент на противопоставлении божественного и тварного бытия. Бытие в
Гегеля - первый логический степень восхождения абсолютного духа к самому себе.
Важнейшие стороны проблемы бытия в современных условиях определяются рассмотрением его
с точки зрения абсолютности и относительности, всеобщности и идеальности. Оно абсолютное,
потому что существует всюду и всегда, относительное, так как существует по отношению к небытию. Бытие
переменное всюду и всегда, то есть абсолютная изменчивость. Однако одновременно она и относительна,
ибо существует по своим законам и имеет своеобразную устойчивость. Например, пламя свечи
всегда обновляется и состоит из частиц, движущихся, но эта изменчивость имеет
устойчивую конфигурацию.
В конкретном случае эта проблема является проблемой абсолютности существования отдельных вещей:
можно утверждать, что относительными являются лишь такие свойства, как линейные размеры,
масса отдельных вещей и время протекания процессов (согласно специальной теории относительности
Эйнштейна), или также и само бытие? Скажем, существует безотносительно к нам звезда, продолжительность
жизнь которой меньше, чем время прохождения света от нее к нам. С этой характеристикой
абсолютности связана и проблема времени. Когда существует и должно быть бытие - в настоящем,
прошлом или будущем? Если только в настоящем, то что такое настоящее? Который
это конкретно промежуток времени?
Выделяют бытия вообще, то есть бытие всего, что есть во Вселенной, бытия природных
вещей, бытие вещей, созданных человеком, и бытие самого человека.
Бытие человека охватывает все, что есть в ней и вокруг; все, что связано с ней и включает
в себя предметно-практическую (действия человека с окружающими вещами с помощью специальных
средств), социальную (взаимодействие с другими людьми) и духовную деятельность. Предметно-материальную
и социальную деятельность человека вместе называют практикой.
Духовное - это содержание внутренней психической деятельности человека и ее объективируемы продукты.
То есть, духовное существует в двух видах: индивидуальном и позаіндивідуальному (об'єктивованому).
Индивидуальное духовное - это, прежде всего, сознание человека - и вся психическая деятельность
(мысли, эмоции, ощущения), которая осознается, включая и саму самосознание.
Способность сознания осознавать свое бытие имеет название рефлексии.
Индивидуальная духовная деятельность охватывает формирование мировоззрения, системы ценностей,
планов. Деятельность самосознания - основного элемента духовности - заключается в постоянном
контроле и оценке своей деятельности, в самотворенні, формировании своего "Я"
(деятельности, доступной только человеку, что и делает ее ответственной за свои поступки,
характер и судьбу).
Индивидуальное духовное содержит в себе не только сознание, но и бессознательное (то, что
не осознается). Бессознательное вмещает в себя нижний уровень - автоматический психическое
контроль физиологических функций, глубинные желания, сновидение, патологические психические
состояния (психозы) - и верхний уровень (передсвідомість) - это мысли, переживания,
идеи, которые зарождаются вне сознания, но могут при определенных условиях быть осознанными.
К этому уровню также относятся переживания, "вытеснены из сознания",
которые могут стать причиной различных психологических комплексов (Эдипа, неполноценности)
и неврозов.
Позаіндивідуальне духовное также состоит из сознательного и бессознательного. Сознательное
- это знания, накопленные
человечеством и зафиксированные в материальных носителях (в индивидуальном сознании, связанной
с мозгом, в книгах, в памяти компьютеров), это национальные языки, естественные и технические
знания.
Общественное сознание как составляющая позаіндивідуального духовного имеет два уровня:
♦ общественная психология
- образуется,-стихийно;
♦ научно-теоретическое сознание
- производится наукой
и философией.
К формам общественного сознания, или средств духовного освоения действительности, относятся
политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука и философия.
Бессознательное духовное (коллективное бессознательное)- это архетипы - психологические установки, которые предшествуют определенным образцам мышления
и действий, закрепленных в генотипе и передаются через вещество наследственности - молекулы ДНК.
-
Ясно, что бытие не является реальным
предикатом, другими словами, оно не есть понятие о чем-либо такое, что могло бы быть
прибавлено к понятию вещи.
И. Кант
Жизнь есть самая общая и всеобъемлющая название для полноты действительности везде и во всем.
В. Соловьев
-
Познание не только проливает свет на бытие, не только есть свет о бытии, .но
оно есть свет в бытии, внутри бытия. А это значит, бытие имманентное (внутренне
присуще -
В. С.)
познанию, а познание имманентное бытию.
Н. Бердяестьв
-
Бытие не является ничем из реального.
-
Бытие дано как раскрытие присутствия.
М. Хайдеггер
Выделение осознанного духовного (идеального) приводит к принципиально важному
с точки зрения теории познания разделению на субъективную реальность - идеальное - и
объективную - материю. Идеальное не имеет никаких физических свойств и не может фиксироваться
приборами.