Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 7. Онтология. Бытие и материя

§1. Бытие

Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привхідне, с другой, - то, что существует само по себе.

Аристотель

Бытие - все то, что существует, то, что есть в противоположность тому, чего нет. Это самая общая категория онтологии и всей философии. Понятие бытие возникает еще в древности. И с тех пор оно находится в центре внимания большинства философских направлений.

Основные вопросы при этом фактически вечные:

Что такое бытие?

Как оно существует?

Почему оно есть?

Эти вопросы возникают вместе с возникновением философии и будут существовать, пока она существует. Они вечны, а ответы многообразны и переходные. Парменид понимает бытие как единое целое и нерушимое, а Гераклит - как непрерывное становление. Платон разделил бытия на то, что воспринимается чувственно, и выше бытие - мир идей. Аристотель, анализируя словоупотребление, выявляет различные значения слова "есть" и, опираясь на это, выделяет четыре смыслы бытия: бытие вещи, принципы вещи, совокупности частей речи и формы, что организуют дело. Он также разделил бытие на действительное (актуальное) и возможное. Средневековая философия делает акцент на противопоставлении божественного и тварного бытия. Бытие в Гегеля - первый логический степень восхождения абсолютного духа к самому себе.

Важнейшие стороны проблемы бытия в современных условиях определяются рассмотрением его с точки зрения абсолютности и относительности, всеобщности и идеальности. Оно абсолютное, потому что существует всюду и всегда, относительное, так как существует по отношению к небытию. Бытие переменное всюду и всегда, то есть абсолютная изменчивость. Однако одновременно она и относительна, ибо существует по своим законам и имеет своеобразную устойчивость. Например, пламя свечи всегда обновляется и состоит из частиц, движущихся, но эта изменчивость имеет устойчивую конфигурацию.

В конкретном случае эта проблема является проблемой абсолютности существования отдельных вещей: можно утверждать, что относительными являются лишь такие свойства, как линейные размеры, масса отдельных вещей и время протекания процессов (согласно специальной теории относительности Эйнштейна), или также и само бытие? Скажем, существует безотносительно к нам звезда, продолжительность жизнь которой меньше, чем время прохождения света от нее к нам. С этой характеристикой абсолютности связана и проблема времени. Когда существует и должно быть бытие - в настоящем, прошлом или будущем? Если только в настоящем, то что такое настоящее? Который это конкретно промежуток времени?

Выделяют бытия вообще, то есть бытие всего, что есть во Вселенной, бытия природных вещей, бытие вещей, созданных человеком, и бытие самого человека.

Бытие человека охватывает все, что есть в ней и вокруг; все, что связано с ней и включает в себя предметно-практическую (действия человека с окружающими вещами с помощью специальных средств), социальную (взаимодействие с другими людьми) и духовную деятельность. Предметно-материальную и социальную деятельность человека вместе называют практикой.

Духовное - это содержание внутренней психической деятельности человека и ее объективируемы продукты. То есть, духовное существует в двух видах: индивидуальном и позаіндивідуальному (об'єктивованому).

Индивидуальное духовное - это, прежде всего, сознание человека - и вся психическая деятельность (мысли, эмоции, ощущения), которая осознается, включая и саму самосознание. Способность сознания осознавать свое бытие имеет название рефлексии.

Индивидуальная духовная деятельность охватывает формирование мировоззрения, системы ценностей, планов. Деятельность самосознания - основного элемента духовности - заключается в постоянном контроле и оценке своей деятельности, в самотворенні, формировании своего "Я" (деятельности, доступной только человеку, что и делает ее ответственной за свои поступки, характер и судьбу).

Индивидуальное духовное содержит в себе не только сознание, но и бессознательное (то, что не осознается). Бессознательное вмещает в себя нижний уровень - автоматический психическое контроль физиологических функций, глубинные желания, сновидение, патологические психические состояния (психозы) - и верхний уровень (передсвідомість) - это мысли, переживания, идеи, которые зарождаются вне сознания, но могут при определенных условиях быть осознанными. К этому уровню также относятся переживания, "вытеснены из сознания", которые могут стать причиной различных психологических комплексов (Эдипа, неполноценности) и неврозов.

Позаіндивідуальне духовное также состоит из сознательного и бессознательного. Сознательное - это знания, накопленные человечеством и зафиксированные в материальных носителях (в индивидуальном сознании, связанной с мозгом, в книгах, в памяти компьютеров), это национальные языки, естественные и технические знания.

Общественное сознание как составляющая позаіндивідуального духовного имеет два уровня:

общественная психология - образуется,-стихийно;

научно-теоретическое сознание - производится наукой и философией.

К формам общественного сознания, или средств духовного освоения действительности, относятся политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука и философия.

Бессознательное духовное (коллективное бессознательное)- это архетипы - психологические установки, которые предшествуют определенным образцам мышления и действий, закрепленных в генотипе и передаются через вещество наследственности - молекулы ДНК.

- Ясно, что бытие не является реальным предикатом, другими словами, оно не есть понятие о чем-либо такое, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи.

И. Кант

Жизнь есть самая общая и всеобъемлющая название для полноты действительности везде и во всем.

В. Соловьев

- Познание не только проливает свет на бытие, не только есть свет о бытии, .но оно есть свет в бытии, внутри бытия. А это значит, бытие имманентное (внутренне присуще - В. С.) познанию, а познание имманентное бытию.

Н. Бердяестьв

- Бытие не является ничем из реального.

- Бытие дано как раскрытие присутствия.

М. Хайдеггер

Выделение осознанного духовного (идеального) приводит к принципиально важному с точки зрения теории познания разделению на субъективную реальность - идеальное - и объективную - материю. Идеальное не имеет никаких физических свойств и не может фиксироваться приборами.