ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 30
Тема. Правила употребления мягкого знака
Цель: закрепить полученные знания по теме «Употребление мягкого знака», усовершенствовать навыки правильного написания и произношения слов с мягким знаком; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать уважение к прошлому нашей Родины.
Оборудование: учебник, текст диктанта.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проблемные вопросы.
- Почему в дательном падеже в слове мамочке пишется мягкий знак, а в слове Танюше - нет?
- Почему в слове сельский два мягких знака, а в слове уманский - один?
- Почему в словах резчик, тусклый пишется мягкий знак, а в словах праздник, песня - нет?
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Упражнение 237.
2. Творческий диктант.
Задание: закончить пословицы, обосновать употребление мягкого знака. Последнее пословица записать фонетической транскрипцией.
Книга учит, как ... (на свете жить.)
Век живи - ... (век учись.)
Удар забывается, а ... (слово помнится.)
Не плюй в колодец - ... (пригодится воды напиться.) Глупый язык. (в голове не приятель.)
3. Работа по учебнику.
1) Проработка теоретического материала, с. 107.
2) Упражнение 239.
4. Предупредительный диктант.
Задача: подчеркнуть сочетания букв, в которых согласно правилу пишется или не пишется мягкий знак.
Покрывается багрянцем клен. Он стоит на опушке мечтательный, будто скучает, что поступил октябрь. Иногда тихо проронит вырезанный свое письмо. А налетит ветер и начнет безжалостно срывать красоту опечаленного клена, оголит его и гулять среди голой ветки.
(О. Копыленко.)
5. Работа по учебнику.
Упражнение 238.
6. Словарный диктант.
Храбрость, учительский, дочерин, счастья, меньше, около, изморозь, кончик, кровь, борьба, смеешься, больше, резчик, ночь, казацкий, легенький.
7. Творческая работа.
Задание (на выбор учащихся):
а) написать сочинение-миниатюру (4-5 предложений) на тему «Киевские князья», употребляя слова с мягким знаком.
б) составить предложения со словами день, читальня, песня, учится, радость.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, 27, упражнение 241.