Урок 31. РОНДО
Вступление
Мы уже убедились, что в музыке (как и в разговорной речи) есть разделительные знаки; что все музыкальные произведения имеют строение. Фраза, мелодия, часть - вот основные ступеньки, на которые можно постепенно разделить любое музыкальное произведение.
Сегодня мы познакомимся с новой формой музыки. Как она называется, вы скажете сами после анализа созданного музыкального произведения.
Повторение попевок «Мы - третьеклассники», «Девочки мы», «Мы мальчики».
Прежде всего повторите три попевки о детях, которые учатся в вашем классе: «Мы - третьеклассники», «Девочки мы» и «Мы мальчики».
Как вы думаете, какая из них является более важным?...
Главным является и поспівка, в которой говорится о весь класс: „Мы - третьеклассники”.
Создание новой строения музыки
Создайте собственное произведение с помощью трех попевок!
Можно сделать так: спойте всем классом главную поспівку; далее мальчики поют свою мелодию. Потом снова прозвучит главная поспівка, после которой уже девочки поют свою мелодию ... и наконец в третий раз прозвучит поспівка «Мы - третьеклассники». Это подчеркнет главную мысль построения. Главная мелодия повторится трижды, а между повторениями прозвучат эпизоды девочек и мальчиков.
Спойте эти попевки и отметьте каждый шаг геометрической фигурой.
Например:
«Мы - третьеклассники» - (треугольник)
«Девочки мы» - (овал)
«Мы - третьеклассники» - (треугольник)
«Мы мальчики» - (квадрат)
«Мы - третьеклассники» - снова (треугольник)
Графическое изображение новой формы
А теперь посмотрите на графическое изображение созданной нами строения музыки.
Главная тема повторяется трижды.
Наш произведение построено как в форме круга. Такое строение музыки называют рондо.
Рондо - музыкальная форма, состоящая из многократного чередования главной темы (рефрена) с побочными, где началом и концом всегда является именно главная тема.
Назовем новое произведение «Классное рондо»?!
Мы могли бы увеличить строение, если бы продолжали рассказывать о третьеклассников, например: отличников, тех, кто любит петь или играть в футбол, тех, кто с удовольствием читает книги... и так далее, но после каждой такой частицы обязательно нужно подчеркнуть главную мысль построения: они - третьеклассники.
Сведения о романсе А. Бородина «Спящая княжна»
Чтобы углубить знания о рондо, мы познакомимся с романсом выдающегося русского композитора Александра Бородина „Спящая княжна”. Интересно, что большую часть своей жизни композитор посвятил работе ученого-химика, а музыка была его увлечением.
Романс - пьеса для голоса с инструментальным сопровождением.
Итак, слушая и анализируя произведение Александра Бородина „Спящая княжна”, попробуйте определить форму, в которой он написан.
Слушания. О. Бородин. Романс «Спящая княжна»
Анализ прослушанного произведения
Романс Александра Бородина „Спящая княжна” написан в форме рондо, ведь через определенный промежуток времени повторяется главная тема:
«Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом темной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит»
Произведение начинается и заканчивается главной темой (рефреном). Она имеет оповідно-эпический характер. Это спокойная неторопливая рассказ о княжне, которая спит волшебным сном. Размеренный сопровождение подобный колыбельной песни; в нем чувствуется сказочность. Промежуточные эпизоды контрастируют к рефрену за темпом, динамикой и характером. Первый эпизод бурный, быстрый. В музыке появляются необычные, «дикие» интонации. Музыка отражает содержание произведения - появление шумной стаи ведьм и леших. Во втором эпизоде есть элементы героики, мелодия движется вверх, словно княжна ждет богатырский подвиг, но ее сон продолжается, и никто не знает, когда она проснется.
Итоги урока
Сегодня мы познакомились с новой строением музыки - рондо. Его особенности мы увидели и почувствовали в произведении, который создали сами, а также в романсе Александра Бородина «Спящая княжна».