УРОК 31. ПОЛЬША. БЕЛАРУСЬ
Учебная цель: сформировать знания учащихся об особенностях экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, хозяйства стран, которые сравниваются; выявить экономико-географическую специфику Польши и Беларуси; развивать умение составлять сравнительную экономико-географическую характеристику по плану; практические умения в работать с комплексными картами атласа, материалами учебника.
Оборудование: политическая карта Европы, физическая карта Европы, атласы, учебники.
Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, хозяйство, специализация, экспорт, импорт.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
• Какие особенности присущи топливно-энергетическому комплексу России?
• На какую сырьевую базу опирается металлургическая промышленность России? Какие отрасли машиностроительного комплекса России являются ведущими?
• Какие регионы России определяются высоким уровнем промышленного развития?
• На какие виды транспорта в России приходится основная доля перевозок пассажиров и грузов?
• Почему Россия вынуждена в значительном количестве импортировать продукты питания?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Пример России убедительно продемонстрировал нам, насколько сложные, длительные и специфические процессы реформирования экономики постсоциалистических стран. Все бывшие социалистические страны Европы сейчас в той или иной степени охвачены процессами экономических реформ - от частичных, постепенных к коренным преобразованиям во всех сферах жизни.
Польша одной из первых постсоциалистических стран достигла успехов в проведении рыночных реформ, в то время как в Беларуси подобные реформы происходят медленнее. Как результат, Польша в 2004 г. стала членом ЕС, а ВВП на душу населения составляет более 18 тыс. долл. США. Поскольку Польша и Беларусь являются соседями и активными торговыми партнерами Украины, их опыт во внедрении рыночных преобразований является интересным для Украины.
IV. Изучение нового материала
1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Польши и Беларуси Задачи. С помощью карт атласа и учебника кратко охарактеризуйте Польшу и Беларусь по плану. Сделайте выводы.
План |
Польша |
Беларусь |
1. Географическое положение |
Центральная Европа, выход к Балтийскому морю, перекресток транзитных путей |
Восточная Европа, перекресток транзитных путей, нет выхода к морю |
2. Площадь территории, тыс. км2 |
312,7 |
207,6 |
3. Форма государственного управления |
Президентско-парламентская республика |
Президентская республика |
4. Система государственного устройства |
Унитарное государство (16 воеводств) |
Унитарное государство (6 областей и муниципалитет) |
5. Количество населения, млн. человек |
38,5 (2009 г.) |
9,6 (2009 г.) |
6. Национальный состав |
Поляки (98 %), немцы, украинцы |
Белорусы (81 %), россияне, украинцы, поляки |
7. Тип воспроизводства |
первый |
первый |
8. Средняя плотность населения, чел/км2 |
123 |
46 |
9. Уровень урбанизации, % |
65 |
72 |
10. Основные полезные ископаемые |
Каменный и бурый уголь, полиметаллические руды, соль, незначительные запасы нефти, природного газа |
Торф, калийная и поваренная соль, строительное сырье, небольшие запасы нефти, каменного угля |
11. Ведущие отрасли промышленности |
Машиностроение, черная и цветная металлургия, горнодобывающая, химическая, пищевая, фармацевтическая, текстильная |
Машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая |
12. Ведущие сельскохозяйственные отрасли |
Растениеводство (картофель, зерновые, сахарная свекла, овощи), животноводство (свиноводство, крупный рогатый скот) |
Растениеводство (зерновые, картофель, лен), мясо-молочное животноводство |
13. Ведущие виды транспорта |
Развиваются все виды транспорта, основная часть перевозок приходится на железнодорожный и автомобильный |
Основное значение для внешних и внутренних перевозок имеет железнодорожный транспорт |
14. Структура экспорта |
Каменный уголь, кокс, медь, цинк, сера, электротехническое и электронное оборудование, транспортные средства, замороженные овощи, мясо, текстиль |
Продукция машиностроения, удобрения, текстиль, продукты питания |
15. Структура импорта |
Машины и оборудование, нефть, железная руда, химическая продукция |
Энергоносители, металлы, машины и оборудование, продукты питания |
2. Внешнеэкономические связи Польши и Беларуси с Украиной
Польша занимает четвертое место среди стран-партнеров Украины по объемам экспорта украинских товаров к ней (3,5 % общего экспорта Украины) и пятое место по объемам импорта польской продукции в Украину (5,0 %). Украина является одним из основных торговых партнеров Беларуси. Беларусь занимает седьмое место среди внешнеторговых партнеров Украины. В 2008 г. товарооборот между двумя странами составил $4,9 млрд.: экспорт - $2,8 млрд., импорт - $2,1 млрд.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
• Сделайте вывод: назовите сходные и отличительные признаки рассматриваемых стран, объясните причины различий.
• В чем заключаются позитивные признаки географического положения Польши и Беларуси? Географическое положение которой из стран, на ваш взгляд, является более выгодным? Почему?
• Какой продукцией, по вашему мнению, могут обмениваться Польша и Беларусь?
• Какая модель реформирования экономики - польская или белорусская - кажется вам более эффективным? Почему?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § _
· Продолжить подготовку к презентации стран - соседей Украины (Словакия, Венгрия, Молдова, Румыния, если возможно, презентацию PowerPoint).