Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Хайдеггер (Heidegger) Мартин (26.09.1889 - 26.05.1976) - немецкий философ. Основные вехи жизни: 1916 г. - начало преподавания в Фрайбургском университете; с 1918 г. ассистент Е. Гуссерля (Husserl); 1923 г.- экстраординарный профессор Марбурзького университета; 1928 г. - возвращение к Фрайбургского университета в должности профессора; 1929 г.- перебирает в Е. Гуссерля руководство кафедрой философии Фрайбургского университета; 1933 - 1934 гг. - ректор Фрайбургского университета; 1946 г. - устранен французской оккупационной властью от преподавания и участия в публичных мероприятиях Фрайбургского университета; 1950 г. - восстановлен в правах преподавания.

Творчество Г. имела во многом революционное влияние на развитие современной философии. Именно с его творчеством связано много значимых событий, которые в дальнейшем сформировали философию XX в. Прежде всего - отказ от гегемонии теоретико-познавательной проблематики, преодоление господствующей для новоевропейской культуры парадигмы самосознания, толкование специфики человеческого бытия как субъективности, возобновление интереса к проблеме бытия, глубинного характера связи онтологической проблематики с феноменами человеческого существования, универсализация герменевтичного феномена, новый взгляд на природу и философскую значимость языка.

Центральной темой гайдеггерівського мышления (которое общепризнанно разделяют на "ранний" и "поздний" периоды) становится бытие как таковое и его открытость в понимании как способе человеческого бытия. Именно реконструкция такой корреляции бытия и человеческого понимания дает возможность Г. радикально переосмыслить основы традиционной европейской философии, возродить в теоретической значимости тематику античного мышления, реанимировать право искусства на истину, переосмыслить перспективы и актуальные задачи, перед которыми стоит сегодня человечество.

Отношение Г. к политике чрезвычайно сложное и неоднозначное. С одной стороны, жизненный путь Г. радикально пересекся с политическими событиями 30-40-х годов в Германии, которые существенно повлияли на дальнейшую судьбу мыслителя. По своему происхождению и образованию Г. был выходцем из неоконсервативних католических кругов; еще в годы учебы на теологическом факультете Г. становится автором ряда статей в студенческом журнале, в которых он критикует либеральные и модернистские настроения суток. Кульминацией политической заангажированности Г. становится его согласие стать ректором родного для него Фрайбургского университета в конце апреля 1933 г. и его вступление в начале мая того же года в ряды Национал-социалистской рабочей партии Германии (НСРПН). За неполный год ректорства Г. было впоследствии инкриминированы: вывешивание так называемого еврейского плаката, преследование двух профессоров - евреев по происхождению, содействие активному вмешательству в университетскую жизнь фашистских студенческих организаций. Как отмечал сам Г., в 1933 г. им руководила иллюзия возможности "нового начала", что связывалась с идеей реформы немецкого университета как духовного средоточия жизни нации. Однако конфликт с земельным партийным руководством перерос не только в отставку с должности ректора, но и привел к иных действий со стороны власти, которая фактически заподозрила Г. в неблагонадежности: несмотря на мировое признание его не было допущено в составе немецкой делегации к участию в Декартовскому конгрессе (Париж, 1938 г.); среди слушателей его курсов были такие, кто, по их же собственному признанию, писал отчеты о Г. в гестапо. Однако до последних дней существования Третьего рейха Г. оставался членом НСРПН. Впоследствии, на призыв нового поколения немецких философов к покаянию (открытое письмо Ю. Габермаса), Г. ответит: "Тот, кто глубоко мыслит, глубоко и заблуждается".

По завершению Второй мировой войны (1946 г.), в рамках политики "очищения" Г. как "первого национал-социалистского ректора Германии" были лишены права преподавать, участвовать в публичных мероприятиях университета и пенсии. Лишь заступничество влиятельных французских интеллектуалов участников Движения сопротивления защищаемого Г. от конфискации французской оккупационной властью его дома и библиотеки.

С другой стороны, вопрос политики как таковой никогда не были темам специального рассмотрения Г. как мыслителя. Для "раннего" периода его творчества было свойственно рассматривать сферу публичного (бытие с другим) как сферу и характеристику не аутентичного бытия человека. Фактически на страницах главного трактата Г. "Бытие и время" происходит теоретическая девальвация как социального бытия в целом, так и политической и этической его сфер в частности. Для "позднего" этапа творчества мыслителя характерна критика самих основ новоевропейского понимания политики: представление о автономную волю способного к разумному самоопределению субъекта. По оценке Г., такие предположения традиционного "логоса" о "политике" являются производными от метафизики, которую его мышление стремится "преодолеть". Основополагающее предположение метафизики, что человек является субъектом, то есть тем сущим, в котором все иное сущее увірогіднює свое бытие и истину (то есть превращается в мир объектов), делает возможным взгляд на свободное самоопределение субъекта и подчинения его интересам организации всего другого сущего. Это является общим с разнообразными способами понимания "субъекта истории": лица (либерализм), класса (коммунизм) или нации (фашизм), ведь в таком проекте абсолютного самоутверждения "воли к власти" субъекта все остальное сущее девальвирует к материалу возможного расчета, манипуляций и использования. В таком "планетарном господстве техники" (часто обозначается им как "большевизм" и "американизм") Г. усматривал не только предельное забвения бытия, но и главную угрозу потерять человеком собственной природы - своей соотнесенности с бытием.

Основные произведения Г.: "Бытие и время" (1927 г.), "Кант и проблема метафизики" (1929 p.), "Вступление к метафизике" (1953 p.), "Ницше" (1-2 т, 1961 p.). С 1973 г. под руководством Г. начато издание полного собрания его сочинений, в котором предполагалось свыше 100 томов. Его идеи в политологии наиболее воплощенные в трудах американского философа Г. Рорти (Rorty).

Энциклопедия политической мысли: Пер. с англ. - К., 2000; Heidegger М. An Introdution to Metaphysics (1953), trans. R. Manheim. - New Haven and London: Yale University Press, 1959; Heidegger M. Being and Time, trans. J. Macquarrie and E. Robinson. - New York: Harper & Row, 1962; Heidegger M. What is Called Thinking? (1954), trans. F. D. and Wieck. J. G. Gray. - New York: Harper & Row, 1968; Heidegger M. Basic Writings, ed. D. F. Krell. - New York: Harper & Row, 1977; Murray M. ed. Heidegger and Modern Philosophy. - New Haven, Conn.: Yale University Press, 1978.

P. Чорней