Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

АУДИТОРИЯ (от лат. auditorium - место для слушания) - сравнительно стала совокупность индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия с определенным источником информации на почве общности инф. потребностей и интересов. В широком смысле А. - один из субъектов массовой коммуникации (включая театральную публику и посетителей музеев). В буквальном смысле термин "А." обозначает объект лекционного влияния. Чаще всего употребляется в социологии массовой коммуникации, где А. рассматривается как необходимое звено коммуникационной цепи: коммуникатор (редакция) - сообщение - А. (А. ТВ, А. радио, А. прессы, А. кино). А. представляет социальные взаимосвязи и отношения, характерные как для ин-ту массовой информации, так и общества в целом. А. масс-медиа вовсе не является исключительно пассивной стороной массового общения; по принципу обратной связи она активно воздействует на источник и каналы информации.

"Массовая А.", как часто наз. включенную в макрокомунікативних процессов часть населения, не однородная. Она дифференцирована в соответствии с демограф, (пол, возраст), образовательных, статусно-профессиональных, социокультурных и по типам поселения характеристик индивидов, входящих в ее состав. Эти особенности в значительной мере определяют инф, потребности и размер различных А.

В соціол. исследовании А. классифицируется по: непосредственным состоянием общение с источником (актуальная и потенциальная); регулярностью общения с источником (регулярная и нерегулярная А.); мотивами их формирования (целевая и периферийная А.); диапазоном инф. потребностей (специализированная и массовая А.); семіотичною подготовленностью к восприятию информации. В зависимости от конкретных задач исследователь выделяет объективные и субъективные показатели поведения индивидов в сфере массовой информации. К объективным относятся показатели владения средством (подписки на периодические издания, наличие радио-, теле-, видеоаппаратуры), реальный доступ к каналам, а также фактические затраты времени на общение с источником, его интенсивность и регулярность. Субъективные характеристики А. отражают ее тематические интересы, предпочтения, оценки, мотивации выбора и удовлетворенность теми или иными каналами информации, степень доверия к коммуникатору.

Для изучения А. применяются все методы сбора соціол. информации: различные виды опроса, наблюдения (наиболее эффективно в исследовании лекционной А.), контент - анализ текстов масс-медиа и писем редакций, изучение статистики., Применяется типол. анализ А., направлен на выявление действительно существующих типов читателей, слушателей, зрителей (отдельных ТВ каналов) в соответствии с их ориентаций и установок на средства массовой информации в целом, активности относительно потребления информации, избирательности источники и материалов и т.д. Знание типологии А. находит свой практ. обиход в деятельности редакций по улучшению контактов с А., удовольствие инф. запросов различных категорий населения, формирование общественного мнения.