ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 29
Тема. Тире в неполном предложении
Цель: углубить знания учащихся о полных и неполных предложениях, отработать правила употребления тире в неполных предложениях; формировать умение ставить тире в неполных предложениях, развивать навыки работы с текстом, артистические способности; воспитывать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Кто мудр, тот и в счастье будет умен, и в несчастье бодр и тверд.
Варрон
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
Инсценировка несколькими учащимися подготовленных дома диалогов.
2. Беседа.
1) Какие предложения называются полными?
2) Какие предложения называются неполными?
3) Могут ли быть двусоставные предложения неполными?
4) Где часто употребляются неполные предложения? Почему?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическая работа.
— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.
— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
1) Бой красен мужеством, а приятель красен дружеством.
2) Рыба ищет, где глубже, а человек ищет, где лучше.
3) Не место красит человека, а человек красит место.
4) Не называй дурное хорошим, а черное не называй белым.
5) На лихо жди лихо, на добро жди добро.
6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце.
2. Объяснение учителя.
Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Алеша катается на лыжах, а Андрей — на коньках.
(Учитель предлагает учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективная работа.
— Запишите предложения, поставив, где нужно, тире или дефис и прокомментировав свои действия.
— Выполните синтаксический разбор второго предложения.
1) Ветерок веселый робок и застенчив.
2) Все тропинки зимние лишь повторенье летних.
3) Мела пурга метелица и леденила кровь.
4) Штили, а не бури ужас для парусных судов.
5) Огонь как гребень петуха.
6) Москва светла, сияюща, лучиста.
7) Отрочество это предисловие к жизни.
2. работа с текстом.
— Прочитайте текст, определите его основную мысль. О каком произведении говорит автор?
— Перепишите, вставляя пропущенные буквы, где нужно поставьте тире.
— Вместо знака || вставьте точку, вопросительный или восклицательный знак.
— Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
Ольга и Татьяна
Ольга существо простое, непосредственное, которое н..когда н.. о чем н.. рассуждало, и н.. о чем н.. спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычк.. и которое все зависело от привычк.. || Она очень плакала о смерт.. Ленского, но скоро утешилась, вышла замуж за улана и из грациозной девочки сделалась дюжинной барынею, повторив собой свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время || Но совсем не так легко определить характер Татьяны || Натура Татьяны н..многосложна, но глубока и сильна || В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких п..ределок и примесей || Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее досто..нство художественного произведения ||
Итак, летние ночи посвящались мечтательности, зимние чтению романов, и это среди мира, имевшего благоразумн.. привычку громко храпеть в то время || Какое противоречие между Татьяною и окружающем ее миром || Татьяна это редкий, прекрасный цветок, случайно выр..сший в ра..селине дикой скалы ||
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Какие предложения называются полными?
2) Какие предложения называются неполными?
3) Могут ли быть двусоставные предложения неполными?
4) Где часто употребляются неполные предложения? Почему?
5) Как выражается пропуск одного из членов предложения в устной речи и на письме?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Повторить пунктограммы «Тире между подлежащим и сказуемым» и «Тире в неполном предложении», подготовиться к диктанту.