МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
УРОК 30 Для чего нужны растения?
Тема. Для чего нужны растения?
Цель: раскрыть значение растений для человека; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание ухаживать за растениями и оберегать их.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Вспомните: почему люди выращивают растения?
- На какие группы делят культурные растения? Приведите примеры.
- Сегодня на уроке вы узнаете, почему для жизни людей и животных нужны растения.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа над загадками
• Били меня, рвали,
На куски порвали,
В воде мочили,
По траве валяли,
Одну половину с кашей поели,
Вторую половину на плечи надели. (Лен)
• В поле хорошее мне Зеленеть весной.
Чем же я - не молодец?
Имею чудо-корешок,
Все о нем забочусь,
Сахар откладываю. (Сахарная свекла)
- Что помогло вам отгадать загадки?
- Где растут эти растения?
2. Работа по учебнику (с. 70-71)
- Рассмотрите рисунки на с. 70.
- Расскажите, что на них изображено.
- Что человек получает из сахарной свеклы? Составьте предложения.
- Что человек получает из льна? Составьте предложения.
- Что же дают растения людям?
- Узнайте: из чего изготавливают масло?
- Рассмотрите фотографии на с. 71.
- Расскажите, что на них изображено. Составьте предложения.
- Подумайте: почему растения нужны животным?
- Объясните выражение: «Растения - это украшение Земли». Приведите примеры.
- Растения обеспечивают жизнь на Земле. Они дают живой природе чистый воздух.
Задачи для друга природы
- Объясните своим младшим друзьям, почему загрязнение воздуха и воды наносит вред растениям. Составьте рассказ на эту тему.
3. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа по карточкам «Что дают растения людям»
- Опознать растения и выяснить, что они дают людям, вы сможете, выполняя задания на карточках.
Рассмотрите внимательно рисунки. В верхней строке найдите растения и поставьте стрелочки к нижней строки, где изображено то, что это растение дает людям.
Правильные ответы:
Подсолнечник - масло.
Колосок - хлеб.
Дуб - стул.
Сахарная свекла - сахар.
2. Игра «Продолжить предложение»
- Проверим, знаете ли вы, какую пользу приносят растения людям. Вам необходимо продолжить поданные предложения.
Овощи и фрукты люди... (едят).
Из льна изготавливают... (ткань).
Из древесины изготавливают... (бумага, мебель, игрушки).
- А еще растения лечат нас. Они также вырабатывают кислород, которым мы дышим, очищают воздух. И не только. Когда ученые сравнили воду, что стекает в водоемы с безлесного выгона и с выгона, заросшего деревьями, оказалось, что лесная вода чистая, приятная на вкус, а с безліеого выгона - содержит много вредных бактерий.
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую пользу приносят растения для человека?
- Почему растения нужны животным?
- Что изготавливают из сахарной свеклы?
- Что изготавливают из льна?