ПРИЛОЖЕНИЯ
К уроку 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Демокрит (IV-V вв. до н. э.) был первым из тех, кто догадался о существовании атомов. Рассуждать он мог примерно так: мы можем разделить пополам кусочек мела, затем - половинку пополам и даже четверть кусочка - еще пополам. Как долго можно дробить вещество? Или бесконечный этот процесс? Ученый предположил: в конце концов, получится настолько мелкая частичка, что делить ее дальше будет невозможно. Вот такую неделимую частицу Демокрит и назвал «атом» (от греч. atomos - неделимый).
Но в существование крошечных неделимых частиц, из которых состоят все предметы, людям поверить было очень трудно. Лишь через много веков благодаря трудам ученых, включая М. В. Ломоносова, удалось доказать, что атомы существуют.
На сегодня созданы мощные микроскопы могут увеличивать изображение в сотни миллионов раз. С их помощью даже удалось получить фотографии некоторых атомов. Например, в 1990 году японские ученые сфотографировали атомы Водорода и Кислорода.
Еще в 1910 году английский физик Эрнест Резерфорд предложил планетарную модель атома. В основу названия было положено внешнее сходство строения Солнечной системы и атома. Упрощенная модель атома таково: в центре массивное положительное ядро, занимающее очень малый объем, а вокруг ядра движутся маленькие легкие отрицательные электроны. Ядро состоит из частиц двух типов - протонов, имеющих положительный заряд, и нейтронов, не имеющих заряда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
По распространенности на Земле алюминий находится на четвертом месте после кислорода, водорода и кремния и на первом месте среди металлов. Каждый двадцатый атом земной коры - алюминий. Впервые этот металл промышленным способом получил в 1855 году французский ученый Сент-Клер Девиль. Этот первый алюминий был подобный серебра, но стоил, разумеется, очень дорого. Появились даже алюминиевые украшения, дороже золотых. А император Наполеон III решил заменить посуда в дворце Тюильри на алюминиевый. Сегодня алюминий стал важнейшей частью нашей жизни. Он входит в состав огромного количества различных сплавов, из которых делают самолеты, ракеты, промышленное оборудование, строительные конструкции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игра «Логическая цепочка»
Цель игры: обобщить знания, полученные учащимися, обращая особое внимание на основные понятия темы и их логические взаимосвязи
Эту игру можно использовать неоднократно, во время изучения следующих тем курса, заменяя данное понятие новым (согласно темы).
Необходимое оборудование: набор цветной бумаги (для надписи понятий), маркер или компьютер (с их помощью делаем надписи на листах цветной бумаги), 16 стульев (непосредственно для игры + стулья для жюри), три стола. Стулья и столы расставлены как на рис. 1.
Карточки с написанными понятиями: природа, тело, смесь, вещество, молекула, атом, электрон, протон (для разных команд можно выбрать разные цвета карточек). Протон и электрон - эти понятия «играют» по желанию учителя
Стулья расставлены в определенном порядке.
Задачи. Составь логическую цепочку из данного набора понятий, определив, какое понятие является первичным относительно другого.
Инструкция ученикам
на столе для каждой команды лежат перевернутые карточки с записанными на них понятиями, из которых нужно будет составить логическую цепочку.
Рядом со столом выставлены стулья по количеству звеньев цепочки, то есть по количеству понятий.
Команда подошла к столу.
По сигналу жюри члены детской команды перевернули карточки и составили на столе логическую цепочку.
Раздали звена логической цепочки (карточки) восьмерым членам команды.
Дети с карточками должны сесть на стулья можно быстрее, сохраняя логическую последовательность в понятиях (рис. 2).
Вставать со стула, чтобы исправить ошибку, нельзя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно все выполнит.
Ключ к игре