Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 30. ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРИРОДЫ. РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ПРИРОДУ

 

Цель: обобщить и систематизировать знания о компонентах природы и их взаимосвязи; сформировать общие представления о естественных науках и объект их изучения; способствовать пониманию роли естественнонаучных знаний в формировании научной картины мира; развивать умение приводить примеры взаимосвязей в природе, определять области исследования естественных наук; воспитывать внимательность, творчество, ответственность за будущее природы.

Оборудование: плакаты «Берегите природу!», таблицы и изображения различных экосистем, учебники, тетради.

Основные понятия: биосфера, природный комплекс, астрономия, биология, физика, экология, химия, география.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

Обсуждение плакатов «Берегите природу!»

Работа в парах. Обмен тетрадями с тестовыми вопросами, выполнения задач, проверка.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

На Востоке есть такая поучительная притча. Однажды до трех слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один схватил руками ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой взялся за хобот и испугался: «Да это же змея!» Третий, нащупав хвост, объявил: «Это веревка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон, поскольку каждый пытался узнать лишь о какую-то одну его часть. Даже если бы они обменялись полученными впечатлениями, то не смогли бы связать вместе колонну, веревку и змею и дать правильный ответ на поставленный вопрос.

Мир, что нас окружает, - это единый организм. В нем все взаимосвязано в единое целое тысячами видимых и невидимых нитей. Неудачно дотронешься до одной - и мир изменится. А если порвешь? Что нас ожидает в будущем?

 

IV. Изучение нового материала

1. Целостность природы

Завершая изучение курса природоведения, вы имели возможность убедиться в том, что человека всегда и повсюду окружают системы - искусственные, созданные ею самой, или природные.

Задача 1. Вспомните и назовите свойства систем.

На уроках географии в 6 классе вы узнали, что наиболее сложной природной системой нашей планеты является географическая оболочка. В ней представлено множество видов взаимодействий на уровне воды, воздуха, почв, растений, животных, горных пород и минералов. Ни одна из созданных человеком систем, начиная с автомобиля и до огромного мегаполиса, не может сравниться по сложности к этому творению природы. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс на Земле, которая делится на меньшие по размеру системы - зональные и азональные природные комплексы. Природные комплексы в пределах географической оболочки взаимодействуют между собой. А все элементы природных комплексов - «кирпичики» единого целого. Если разрушить хотя бы один кирпичик, остальные изменится, причем, как правило, не в лучшую сторону.

Задание 2. Приведите примеры, доказывающие целостность природы.

Вот почему для того, чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку важно понять и изучить законы природы.

2. Роль естественнонаучных знаний в формировании научной картины мира.

Науки, изучающие природу

Итак, нельзя понять окружающий мир, если изучать его частями, ведь природа - это единый организм. Природу изучают много наук, их достояние объединяют для познания мира.

Астрономия - наука о Вселенной, его строение и развитие.

Биология - совокупность наук о живой природе.

География - наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности.

Экология - наука о взаимосвязи между живыми организмами и среду их обитания.

Физика - наука о наиболее общие законы и закономерности природы.

Химия - наука о строении и свойствах веществ, их преобразования.

 

V. Закрепление изученного материала

Задача 3. Составьте опорную схему «Естествознание и предметы естественного цикла». Подпишите вдоль стрелочек основные понятия, которые являются базовыми для каждой науки и были изучены в курсе «Природоведение».

 

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Объединиться в две команды для проведения природоведческого КВН, выбрать капитанов. Подготовить: название команды, девиз, эмблему, приветствие, вопрос.

 

Уроки 31-34. Экскурсии

Урок 35. Резерв