УРОК 30. ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРИРОДЫ. РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ПРИРОДУ
Цель: обобщить и систематизировать знания о компонентах природы и их взаимосвязи; сформировать общие представления о естественных науках и объект их изучения; способствовать пониманию роли естественнонаучных знаний в формировании научной картины мира; развивать умение приводить примеры взаимосвязей в природе, определять области исследования естественных наук; воспитывать внимательность, творчество, ответственность за будущее природы.
Оборудование: плакаты «Берегите природу!», таблицы и изображения различных экосистем, учебники, тетради.
Основные понятия: биосфера, природный комплекс, астрономия, биология, физика, экология, химия, география.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Обсуждение плакатов «Берегите природу!»
Работа в парах. Обмен тетрадями с тестовыми вопросами, выполнения задач, проверка.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
На Востоке есть такая поучительная притча. Однажды до трех слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один схватил руками ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой взялся за хобот и испугался: «Да это же змея!» Третий, нащупав хвост, объявил: «Это веревка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон, поскольку каждый пытался узнать лишь о какую-то одну его часть. Даже если бы они обменялись полученными впечатлениями, то не смогли бы связать вместе колонну, веревку и змею и дать правильный ответ на поставленный вопрос.
Мир, что нас окружает, - это единый организм. В нем все взаимосвязано в единое целое тысячами видимых и невидимых нитей. Неудачно дотронешься до одной - и мир изменится. А если порвешь? Что нас ожидает в будущем?
IV. Изучение нового материала
1. Целостность природы
Завершая изучение курса природоведения, вы имели возможность убедиться в том, что человека всегда и повсюду окружают системы - искусственные, созданные ею самой, или природные.
Задача 1. Вспомните и назовите свойства систем.
На уроках географии в 6 классе вы узнали, что наиболее сложной природной системой нашей планеты является географическая оболочка. В ней представлено множество видов взаимодействий на уровне воды, воздуха, почв, растений, животных, горных пород и минералов. Ни одна из созданных человеком систем, начиная с автомобиля и до огромного мегаполиса, не может сравниться по сложности к этому творению природы. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс на Земле, которая делится на меньшие по размеру системы - зональные и азональные природные комплексы. Природные комплексы в пределах географической оболочки взаимодействуют между собой. А все элементы природных комплексов - «кирпичики» единого целого. Если разрушить хотя бы один кирпичик, остальные изменится, причем, как правило, не в лучшую сторону.
Задание 2. Приведите примеры, доказывающие целостность природы.
Вот почему для того, чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку важно понять и изучить законы природы.
2. Роль естественнонаучных знаний в формировании научной картины мира.
Науки, изучающие природу
Итак, нельзя понять окружающий мир, если изучать его частями, ведь природа - это единый организм. Природу изучают много наук, их достояние объединяют для познания мира.
Астрономия - наука о Вселенной, его строение и развитие.
Биология - совокупность наук о живой природе.
География - наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности.
Экология - наука о взаимосвязи между живыми организмами и среду их обитания.
Физика - наука о наиболее общие законы и закономерности природы.
Химия - наука о строении и свойствах веществ, их преобразования.
V. Закрепление изученного материала
Задача 3. Составьте опорную схему «Естествознание и предметы естественного цикла». Подпишите вдоль стрелочек основные понятия, которые являются базовыми для каждой науки и были изучены в курсе «Природоведение».
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Объединиться в две команды для проведения природоведческого КВН, выбрать капитанов. Подготовить: название команды, девиз, эмблему, приветствие, вопрос.
Уроки 31-34. Экскурсии
Урок 35. Резерв