УРОК 30. ЮЖНАЯ АМЕРИКА. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ МАТЕРИКА
Учебная цель: углубить и систематизировать знания об этапах открытия и освоения Южной Америки; совершенствовать практические умения и навыки характеризовать географическое положение материка, его историю открытия и исследования; развивать познавательный интерес к изучению темы.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, портреты исследователей материка (Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан и др.), учебники, атласы, шаблоны, контурные карты.
Основные понятия: географическое положение, стране точки, экватор, тропик, нулевой меридиан, протяженность материка, береговая линия, колонизация, конкистадоры, экспедиция.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• Назовите материки, которые вы изучили на предыдущих занятиях.
• Что вам известно об открытии Америки?
• Вспомните, с именами которых путешественников связаны главные открытия Нового Мира.
• Вспомните типовой план характеристики материка. Для чего необходимо знать географическое положение материка?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
С маленькой и засушливой Австралии мы переносимся через океан до Южной Америки. В Южной Америке протекает крупнейшая река мира и протянулся длинный горная цепь, раскинулась самая большая низменность земного шара и величайший массив вечнозеленых влажных лесов, природа которых еще до конца не изучена. Здесь действительно есть «затерянные миры», например, горный массив Ауян-Тепуи, где был открыт самый высокий в мире водопад, и массив Сьерра-Неблина, где эндемичные и реликтовые растения и животные составляют 98 %! Южная Америка - это материк древних индейских цивилизаций, это родина танго и карнавала, это бесконечные пляжи и современные города, это смешение рас и народов.
Мы начинаем исследование материка, как всегда, со знакомства: характеристики географического положения и истории его исследования и освоения.
ИV. Изучение нового материала
1. Географическое положение
Определение географического положения материка по типовому плану и обозначения на шаблоне в тетрадях географических названий. Работа с картой Южная Америка является четвертым по площади материком мира. Вместе с Северной Америкой образует часть мира под общим названием Америка. В эпоху Великих географических открытий эти земли европейцы называли Новым Миром.
Материк расположен южнее экватора, поэтому большая часть территории расположена в Южном полушарии. Относительно нулевого меридиана материк полностью находится в Западном полушарии. Почти посередине его пересекает Южный тропик, поэтому значительная часть континента расположена в жарком тепловом поясе.
Крайние точки: северная - мыс Ґальїнас (12° с. ш., 72° з. д.), южная - мысфроуерд (54° ю. ш., 71° з. д.), западная - мыс Париньяс (5° ю. ш., 81° з. д.), восточная - мыс Кабу-Бранку (7° ю. ш., 35° з. д.).
Просторы Атлантического и Тихого океанов отделяют Южную Америку от Африки и Австралии, широкий пролив Дрейка от Антарктиды, а неширокий и длинный Панамский перешеек соединяет ее с Северной Америкой. В узкой и длинной части перешейка в начале ХХ в. был прорыт Панамский канал. По нему проходит условная граница между Северной и Южной Америкой.
Берега Южной Америки изрезаны слабо. На севере расположено Карибское море. На восточном побережье много заливов в устьях рек. Крупнейшая из них - залив Ла-Плата. Много островов только на юге - Чілійський архипелаг, Фолклендские (Мальдивские) острова, архипелаг Огненная Земля, отделенный от материка знаменитой Магеллановым проливом. До Южной Америки также входят Ґалапаґоські острова, расположенные в Тихом океане вблизи экватора.
2. Исследования и освоения Южной Америки
Изучение и освоение материка началось в эпоху Великих географических открытий. Первым европейцем, который в 1498 г. побывал в Южной Америке, был Х. Колумб, а идею о существовании неизвестных европейцам земель высказал А. Веспуччи. Первые научные исследования на материке провел немецкий ученый О. Гумбольдт (1799-1804 гг.). Ч. Дарвин изучал органический мир материка (1831-1832 гг.). Ботаник М. Вавилов установил древние центры земледелия Южной Америки, происхождения некоторых культурных растений (1932-1933 гг.).
Большинство географических открытий на материке связанные с колониальными захватами испанских и португальских завоевателей. Природа материка, особенно внутренние области бассейна реки Амазонки и Центральных Анд, и до сих пор недостаточно изучены.
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа
• Какое положение занимает Южная Америка относительно экватора? В каких полушариях и географических поясах лежит материк?
• Какие мысы являются крайними точками материка?
• Какие океаны, моря, течения омывают берега Южной Америки?
• Какой материк - Африка или Южная Америка - имеет большую длину с севера на юг?
• Почему Америку называют «Новым Миром»? Как возникли названия «Америка», «Вест-Индия», «индейцы»? Которые путешественники и экспедиции изучали или осваивали Южную Америку?
2. Проблемный вопрос
Как вы считаете, необходимы ли в наше время научно-исследовательские экспедиции в Южную Америку?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Выполнение практической работы 8 (продолжение). Обозначить на контурной карте объекты, характеризующие географическое положение Южной Америки.
• Совершить воображаемое путешествие вдоль берегов Южной Америки. Составить описание береговой линии, сделать выводы о ее характере, попытаться объяснить причины формирования, сравнить с береговыми линиями Австралии и Африки.