Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 1.

 

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

 

1.1. Объект и предмет социологии

 

Несмотря на то, что возраст социологии достигает около двухсот лет, еще и сейчас существует неопределенность предмета социологии как науки и как учебной дисциплины. С этих вопросов, как и по вопросам структуры и функций социологии, ученые ведут активную полемику. Вместе с тем в условиях новой социальной реальности, которая сложилась в Украине после провозглашения в 1991 г. государственной независимости, все более очевидной становится необходимость определения статуса социологии, дальнейшего развития социологических исследований, возрастание их роли в условиях национального возрождения, в удачном проведении экономических и социально-политических реформ, трансформации социальной системы. Особенно важное значение социологии заключается в ее способности выяснять движущие силы сознания и деятельности, действительного поведения людей как членов гражданского общества, формировать у них социологическую культуру и мышление, умение правильно воспринимать социальные процессы, происходящие в посткоммунистическом обществе. Социология способствует формированию знаний о социальной действительности, объясняет логику процессов социального развития, разрабатывает концептуальный аппарат, методологию и методы социологических исследований.

Термин "социология" происходит от латинского "societas" (общество) и греческого "logos" (учение). В этом смысле социология означает не что иное как науку об обществе. В научный оборот понятие "социология" было введено Огюстом Конгом. И хотя оно отождествлялось им с обществоведением, термин "социология" с того времени стал активным катализатором для поисков предмета и методов новой науки.

Точка зрения О. Конта на социологию как науку об обществе господствовала в литературе до конца XIX в. Но с накоплением знаний о отдельные сферы жизни общества социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. В конце XIX - начале XX вв. в научных исследованиях общества стали выделять наряду с экономическими, демографическими, правовыми и другими аспектами и социальные. Предмет социологии начал сужаться к изучению именно социальных сторон общественного развития. Продолжатель дела В. Конта Е. Дюркгейм в книге "Правила социологического метода" (1895 г.) определяет предмет социологии как социальные факты, которые существуют вне индивидом, а также стремится четко разграничить понятия индивидуального и коллективного (социального), доказывая безусловный приоритет последнего в отношении первого. Социальные явления, по мнению Е. Дюркгейма, - это нечто внешнее относительно индивидов, и их можно и нужно рассматривать как объективную данность, как вещи.

Итак, рубеж ХІХ-Хх в. характеризуется переходом социологии от науки, тождественной обществоведению; к самостоятельной науки, связанной с изучением социальных явлений и отношений общественной жизни, т.е. такой, которая существует наряду с политической, экономической теориями, философией, историей и другими науками.

Важную роль в конкретизации, предмета социологических исследований играет социология США, с которой связывают новый и высший уровень развития социологии в целом. Она берет свое начало с "классической школы", или движения "научный менеджмент" (1890-1920 гг., ведущие представители - Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун и др.); школы "человеческих отношений в промышленности", сложившейся в конце 20-х годов и существующей до этого времени (Е. Мэйо, А. Маслоу и др.); "эмпирической школы" (П. Друкер, Д. Дэвис, А. Слоун, Г. Саймон).

Вместе с тем и сейчас многие исследователи стремятся выяснить предметную область данной науки, разобраться в системе ее основных понятий, определить, к какой сфере действительности они могут быть применены, какую именно действительность способны отражать, что именно мы можем описать и выяснить с их помощью.

Выясняя научный статус социологии (как и любой другой науки), важно четко представлять ее объект и предмет. Тот факт, что состоялось довольно позднее отпочкование социологии от других наук - от философии (во Франции), экономической теории (в Германии), социальной психологии (в США) и т.д. - и соответственно позднее становление ее как самостоятельной науки, можно объяснить именно отождествлением объекта и предмета социологического познания.

Объектом социологического познания является общество, в частности, гражданское общество. Но выделение данного понятия в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии "социальная реальность".

Любое явление, процесс или отношения объективной реальности могут быть объектами исследования различных наук. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, село, культура, человек, образование и т.д.) берутся не в целом, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Остальные части конкретной объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условия существования данного объекта (например, социальный контекст экономики).

Все гуманитарные науки могут изучать общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Однако каждая из них изучает:

свою особую сторону или сферу объективной реальности;

специфические только для данной науки законы и закономерности объективной реальности;

особые формы проявления и механизмы действия данных законов и закономерностей.

В отличие от других общественных наук, социология изучает не общество в целом, а гражданское общество, в котором общее находится в органическом единстве с особенным, специфическим.

Предмет науки не может быть тождественен объекту (или объектам), который она изучает, потому что последний - это эмпирически данная реальность, что отражает ту или иную сторону объективного мира. Предмет же науки - это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления значимых с практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического обоснования, которое позволяет выделить те закономерности развития и функционирования объекта, что изучается, которые являются специфическими только для данной науки.

Самым распространенным среди зарубежных и отечественных социологов является подход, когда при определении предмета социологического познания выделяется как ключевое то или иное социальное явление или процесс. Так, например, российский социолог В. Н. Иванов рассматривает социологию как науку, изучающую социальные отношения. Другой российский социолог В. А. Ядов считает ключевой, основополагающей категорию социологии - социальную общность.

В украинской социологической литературе существует мнение, согласно которой базовой категорией социологии является понятие "социальная структура ". На наш взгляд, обогащает гуманистическую направленность следующее определение предмета социологии: социология как наука изучает реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии - деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, зафиксированных в реальной сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание, деятельность и поведение людей.

Известный польский социолог Ян Щепанский считает, что предмет социологических исследований составляют явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры разных форм человеческих общностей, явления и процессы, возникающие из взаимодействия людей; силы, которые объединяют и разрушают эти общности, а также изменения и преобразования, которые в них происходят.

Высказывания зарубежных авторов относительно предмета социологии можно было бы продолжить, но обратимся к определению Н. Смелзера: социология - это научное исследование общества и социальных отношений. Оно опирается на данные или факты из реального мира и стремится следовать за ними, используя научное обоснование.

В современной социологии чаще всего при определении предмета социологического познания выделяют как ключевое то или иное социальное явление или процесс. До таких явлений или процессов разные авторы относят: групповое взаимодействие, человеческое взаимодействие и его результаты, человеческие социальные отношения, социальные институты, социальные организации и их отношение к человеческому поведению, систему социального действия, человеческое общество и человеческое поведение, природу социального порядка, социальные группы, формы человеческих общностей, основные структуры человеческого общества, социальные процессы и т.д.

Так, в Международной энциклопедии социальных наук предмет социологии определяется как изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организации, а также причин и последствий изменений институтов и социальных организаций.

В последнем издании Вебстерівського словарь социология трактуется как изучение истории, развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп. В вышеприведенных определениях указано, что является основным объектом социологического познания, но вопрос о предмете социологического знания остается нерешенным. Общим для всех этих определений является отождествление предмета и объекта социологического знания, нечеткое понимание понятия "социальное", которое является важнейшим, ключевым для социологии. При этом социальное может рассматриваться на любом уровне (например, на уровне взаимодействия между двумя индивидами, на уровне социальных групп, организаций или общества в целом).

Можно выделить следующие основные черты, характеризующие специфику социального:

общее качество, присущее различным группам индивидов, являющееся результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений;

оно отражает обусловленное современными общественными отношениями (экономическими, политическими и т.д.) взаимное положение индивидов и их групп;

социальное проявляется в отношениях различных индивидов и групп друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни;

результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

Социальное явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида подпадает под влияние другого или группы (общности) независимо от того, присутствуют ли физически индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды влияют друг на друга, способствуют интеграции тех или иных качеств общественных отношений. Социальное возникает в процессе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных отношениях, что проявляется в разном отношении индивидов и групп (общностей) индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

В свете такого подхода к социальному методологически некорректным является определение специфики социологического знания на основе выделения в качестве ключевого того или иного явления или процесса социальной действительности, общественной жизни в целом. Ведь все явления и процессы общественной жизни независимо от того, к какой сфере жизнедеятельности они принадлежат - экономической, социальной, политической и т.д. - могут быть объектами социологического познания. С другой стороны, любая другая общественная или гуманитарная наука связана с изучением тех или иных сторон и структур общества и общественных отношений, социальных институтов, организаций и самого человека.

Задача социологической науки заключается в типологизации социальных систем, исследовании связей и отношений каждого типологізованого объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для раскрытия особенностей объекта социологического познания. На основании выше изложенного можно дать следующее определение социологии: это наука о тенденции, законы функционирования и развития социальных систем, о проявления данных законов в деятельности субъектов - крупных и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей.

Сочетая теоретические и эмпирические средства, социология исследует именно общие качества любого проявления социального. Специфика социологии заключается в том, что каждое проявление человеческой жизнедеятельности она изучает в социальном контексте, во взаимосвязи с общественным организмом как целостной системой, во взаимодействии различных ее сторон, уровней, подсистем.