ОБЖ
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Безопасность жизнедеятельности

1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Системный анализ безопасности жизнедеятельности

1.1.2.Комплексний анализ жизнедеятельности человека

 

Комплексный анализ жизнедеятельности предполагает рассмотрение человека как звена в системе "человек-машина-окружающая среда".

В своей жизнедеятельности человек, идя к определенной цели, действует на машину и достигает конкретного результата.

Чтобы достичь максимального согласования результата поставленной цели, вводятся обратные связи и коррекция цели и действия управления.

Очень часто в системе жизнедеятельности человека появляются вредные и опасные факторы, действующие на человека. В систему вводится защита человека - система охраны труда.

В наше время актуальным является вопрос не только защиты человека от вредных и опасных факторов производства и окружающей среды, но и защиты окружающей среды от воздействия человека и производства.

На эту систему действуют в определенных условиях факторы ЧС. Система должна в этих условиях устойчиво функционировать и обеспечивать защиту человека.

Система ЛМС обеспечивает достижение такой цели:

- получить результат, подобный для жизнедеятельности человека;

- обеспечить безопасность жизнедеятельности человека, не допустить впечатляющих и уменьшить воздействие опасных и вредных факторов до допустимых значений, не вызывающие потери трудоспособности и ухудшение здоровья человека;

- снизить степень вредного воздействия жизнедеятельности человека на окружающую природную среду и предпринять необходимых защитных мероприятий;

- обеспечить устойчивость функционирования и защита человека от воздействия различных поражающих факторов и ЧС;

 

 

 

М - цель, УВ - взаимодействия управления, А - анализатор, Р - результат, ЧС - чрезвычайные ситуации, СОП - система охраны труда;

ООС - охрана окружающей среды, ЗД - защитные действия.

В рассматриваемой системе ЛМС структурно выделяется несколько подсистем:

- - прямое взаимодействие человека и машины (изучает "Эргономика и инженерная психология");

- - проблемы безопасности человека на производстве (рассматривает "Охрана труда");

- - взаимодействие системы с окружающей средой (анализирует " Промышленная экология");

- - воздействие на систему факторов ЧС, разработка мероприятий по их прогнозирования, способов защиты человека, а также решению проблем ликвидации их последствий (изучает " Гражданская оборона").

Ситуация, в которой появляется возможность возникновения несчастного случая, считается опасной, или аварийной. Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. Когда авария приводит к повреждениям техники, она наносит ущерб только в экономическом и моральном плане. Если же авария сопровождается телесными повреждениями людей, то в этом случае речь идет о связанных с ней несчастные случаи. Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, которые вызывают гибель хотя бы одного человека, то такая ситуация классифицируется уже как катастрофа.

Таким образом, при определении уровня опасной ситуации принимается во внимание то, что основным его показателем является возможность возникновения несчастного случая. При этом оценка вероятности несчастного случая зависит от характера самого несчастного случая и от связанных с ним последствий.

Проводилось исследование [5] с применением метода экспертных оценок с учетом положения, высказанного американским математиком Л. Заде:" Элементами мышления человека являются не числа, а элементы некоторых нечетких множеств или классов объектов, для которых переход от "принадлежности" к "непринадлежности" не скачкообразный, а непрерывный". Поэтому экспертам было предложено оценивать показатель возможности (ожидания) несчастного случая и уровень его тяжести (емоційногенності) путем отнесения этих характеристик в тех или иных нечетко выраженных множеств: с одной стороны - частоты ("редко", "часто" и т.п.), а с другой - тяжести ("легкий", "средний" и др.). Учитывался также показатель неопределенности событий, которые рассматривались. Неопределенность событий - это их энтропия, которая является функцией вероятности и имеет количественное выражение.

Изучались следующие категории (множества) несчастных случаев, расположенных по степени возрастания их тяжести (емоційногенності):

- - микротравмы;

- - легкие травмы;

- - травмы средней тяжести;

- - тяжелые травмы;

- - травмы, повлекшие инвалидность;

- - смертельные травмы.

 

 

По результатам статистической обработки общего массива данных построен график (рис.4), где приведены усредненные значения градуировки шкалы тяжести (Б) несчастных случаев, а также усредненная кривая Рч (8), которая связывает тяжесть событий, которые анализируются, с шансами (Г), при которых их появление рассматривается как частая.

На графике указаны полученные по статистическим массивом доверительные интервалы (наравне вероятности В=0,999) для отдельных категорий тяжести несчастных случаев. Как видно из категории травм распределяются по шкале тяжести неравномерно и отличаются между собой с высокой статистической достоверностью. Анализ кривой Р(Б) свидетельствует, что эксперты считают наступления несчастного случая частей не только исходя из возможностей (шансов) его возникновения, но и с учетом степени его тяжести. При этом фактор тяжести (емоціогенність) этого события существенно отражается на оценках шансов. Так, например, возможность микротравмы считается в среднем частой при шансах ее возникновения 42,5%, в то же время для тяжелой травмы такая возможность является частой уже при шансах 8%, а для смертельной - при 1,7%.

Таким образом, чем емоціогенніша опасное событие, тем при меньших шансах возникновения она воспринимается как частая. Кривая Рч (8) приближается к логарифмической.

Изучался вопрос влияния фактора емоціогенності события на представление о ее неопределенность. Поэтому шансы рассматриваемых категорий несчастных случаев были пересчитаны в значения их вероятностей (р), а последние - в показатели их энтропии (Н) по формуле Н=-log2р. В результате такого пересчета усредненной характеристики Рч (S) было получено усредненную характеристику Нч (S), которая связывает тяжесть несчастных случаев с их неопределенностью при условии, что их возникновение расценивается как частое. Эта характеристика изображена нарис. 4-данная связь является линейным. Полученный результат свидетельствует о зависимости эмоций от неопределенности событий, что подтверждает информационную теорию П. В. Симонова, который отмечает, что емоціогенность событий прямо пропорциональна степени их определенности. В данном случае рассматривался связь между шансами несчастных случаев и ее емоціогенністю в условиях, когда они рассматриваются как частые.

Проводились также исследования и на других наборов частот, то есть было указано шансы возникновения различных категорий несчастных случаев для условий, когда их появление воспринимается как "жидкая", очень частая и исключительно частая. В результате были получены кривые Рр (S) Рдч (S) Рвч (S), которые вместе с предыдущей кривой представлены на рис.5.

 

 

На этом же рисунке изображены и перечислены на энтропию характеристики Нр (S), Ннч (S), Нич (S) и Свч (S). Как видно из рис.5, все пи характеристики являются линейными. Таким образом, и на других множествах частоты емоціогенність опасных событий оказывается прямо пропорциональной степени их неопределенности. В целом можно прийти к выводу, что степень опасности или возникновения несчастных случаев, является в значительной мере уровнем тяжести последствий, обусловленных ими.