Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел И

Культура праславян

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА О ЦЕЛОСТНОСТИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Историко-культурные исследования Украины имеют многовековую историю, написанную как отечественными, так и зарубежными авторами. Среди важнейших первоисточников можно назвать произведение “Влесова книга”, которая постепенно входит в научный обращение. Много внимания изучению истории начали уделять с X века. Укладываются исторические хроники, связанные с тогдашним политическим жизнью.

В Киево-Печерском монастыре в 1037-1039 гг. был сделан первый свод исторических хроник. Его продолжил летопись, автором сводной редакции которого считают Никона Великого. Третью редакцию, Начальный летопись, заключен в 1093-1095 гг.; в нем активно проводится идея единства Руси, а в 1113 г. монах Нестор заключил четвертую редакцию - “Повесть временных лет”. Он сделал попытку связать историю Руси с мировой и выдвинул гипотезу о норманское происхождение государства. “Повесть...” редактировалось и дополнялась много раз. Один из лучших вариантов находим в списках Лаврентїївському (1376) и Ипатьевской (начало XV ст.). Заслуживает внимания Киевская летопись, доведенный до 1200 г.

После раздробления Киевской Руси и усиление роли отдельных княжеств в них также вводится система летописания. Важнейший из летописей этой эпохи является Галицко-Волынский 1202-1292 гг. Украинские летописи свидетельствуют высокий уровень культуры, глубокое понимание исторического процесса, эрудицию авторов, их национальное сознание, что было уникальным явлением в тогдашней Европе.

Летописание продолжалось и в период, когда Украина входила в состав Великого княжества Литовского. Стоит отметить Супрасльський список 1520 г., куда было включено Киевская летопись, летопись Авраама 1495 г., Баркулабовський конца XV! - начала XVII ст., летопись Биховця конца XVI ст. Они дают целостное представление о событиях, которые происходили в Украине в XVI-XVII вв.

С XVII в. в Украине формируется историческая наука, которая выходит из узких летописных рамок. Правда, в эти сутки она немного прагматична, но согретая украинским патриотизмом. Делается попытка определить место своего народа в европейской истории. В частности, это летописи Густынский, доведенный до 1597 г., Межигорский 1393-1649 гг., Хмельницкий 1636-1650 гг., а также летописи многих монастырей. У них находим богатый материал по истории украинского народа.

Начиная со второй половины XVII ст. популярными становятся хроники. Это в основном компиляции из разных источников. “Хроника с древних летописцев” выдающегося культурного деятеля XVII в. Феодосия Сафоновича - одна из первых обобщающих трудов по истории Украины от древнейших времен до 1673 г. и “Синопсис” Иннокентия Гизеля, издававшегося с 1674 г. к начале XIX в. и был основным учебником по истории Руси, обязательным для всех общеобразовательных школ.

Отдельное место занимают казацкие летописи: “Самовидца”, Самийла Величко, Григория Грабянки, “История Русов” и др. Они доносят до нас информацию о бурные годы казачества.

В течение XVIII в. выходит ряд исторических произведений, где делается попытка генетически связать историю княжеской эпохи с гетманщиной. Это, в частности, “Краткое описание Малороссии” (1730), “Описание о Малой России” Г. Покаса (1751), “Краткое описание о козацком малороссийском народе” П. Симоновського (1765), “Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще” А.Ригельмана (1786), “Записки о Конкурс” Я. Марковича (1798) и много других. В своих произведениях наиболее сознательные представители своего народа пытались пробудить национальное достоинство украинцев, утверждая, что угнетение их в давние времена - явление временное.

На протяжении XIX-XX вв. формируется украинская историческая школа, которую основали Д. Бантыш-Каменский (он выдал 1822 г. “Историю Малой России со времен присоединения оной к Российскому государству при царе Алексее Михайловиче” в 4-х томах) и М. Маркевич, который написал глубоко патриотический сочинение - “Историю Малороссии” в 5-ти томах (1842-1843). Значительный вклад в изучение истории культуры внесли этнографы. Г. Калиновский 1777 г. издал “Описание свадебных простонародных обрядов в Малой России и Слободской украинской губернии”, а в 1819 г. в Харькове вышел его “Опыт собрания старинных малороссийских песен”, который стал первой чисто научной разведкой по этнографии в Украине. Это дело продолжили М. Максимович, М. Костомаров, М. Драгоманов, Н.закревский, Д. Дорошенко, Г. Цветок, Г. Данилевский и др.

Особое значение в изучении истории Украины принадлежит В.Антоновичу. Он создал киевскую школу историков, характерной особенностью которой стала работа над первоисточниками и документами. Достойно продолжили его дело Д. Багалей, И. Линниченко, П.Голубовський, Н. Молчановский, В. Данилевич, М. Грушевский, Н.полонска-Василенко, О. Грушевский и др.

Большое внимание изучению истории Украины и ее культуры уделяли научные общества, в частности одесское “Общество истории древностей”, основано в 1838 г., “Временная комиссия для разбора древних актов” (1843), “Историческое общество Нестора Летописца” (1873), харьковское “Историко-филологическое общество” (1880), “Ученые губернские архивные комиссии” в Екатеринославе, Полтаве, Чернигове и других городах. Все они внесли существенный вклад в объединение местных научных сил и фиксацию памятников истории культуры.

В настоящее время в научный оборот введено много материалов летописных сводов, казацких летописей, исторических хроник, которые доносят до широкого круга читателей настоящую историю украинского народа.