Раздел И
Культура праславян
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА О ЦЕЛОСТНОСТИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Историко-культурные исследования
Украины имеют многовековую историю, написанную как отечественными, так и зарубежными
авторами. Среди важнейших первоисточников можно назвать произведение “Влесова книга”, которая постепенно входит в научный
обращение. Много внимания изучению истории начали уделять с X века. Укладываются
исторические хроники, связанные с тогдашним политическим жизнью.
В Киево-Печерском монастыре в
1037-1039 гг. был сделан первый свод исторических хроник. Его продолжил
летопись, автором сводной редакции которого считают Никона Великого. Третью редакцию, Начальный
летопись, заключен в 1093-1095 гг.; в нем активно проводится идея единства
Руси, а в 1113 г. монах Нестор
заключил четвертую редакцию
- “Повесть временных лет”. Он сделал попытку связать историю Руси с мировой и
выдвинул гипотезу о норманское происхождение государства. “Повесть...” редактировалось и
дополнялась много раз. Один из лучших вариантов находим в списках
Лаврентїївському (1376) и Ипатьевской (начало XV ст.). Заслуживает внимания Киевская летопись, доведенный до
1200 г.
После раздробления Киевской Руси и
усиление роли отдельных княжеств в них также вводится система летописания.
Важнейший из летописей этой эпохи является Галицко-Волынский 1202-1292 гг.
Украинские летописи свидетельствуют высокий уровень культуры, глубокое понимание
исторического процесса, эрудицию авторов, их национальное сознание, что было
уникальным явлением в тогдашней Европе.
Летописание продолжалось и в
период, когда Украина входила в состав Великого княжества Литовского. Стоит
отметить Супрасльський список 1520 г.,
куда было включено
Киевская летопись, летопись Авраама
1495 г., Баркулабовський конца XV! - начала XVII ст., летопись Биховця конца XVI ст. Они дают целостное
представление о событиях, которые происходили в Украине в XVI-XVII вв.
С XVII в. в Украине формируется
историческая наука, которая выходит из узких летописных рамок. Правда, в эти сутки
она немного прагматична, но согретая украинским патриотизмом. Делается попытка
определить место своего народа в европейской истории. В частности, это летописи
Густынский, доведенный до 1597 г.,
Межигорский 1393-1649
гг., Хмельницкий 1636-1650 гг., а также летописи многих монастырей. У них
находим богатый материал по истории украинского народа.
Начиная со второй половины XVII ст.
популярными становятся хроники. Это в основном компиляции из разных источников. “Хроника
с древних летописцев” выдающегося культурного деятеля XVII в. Феодосия
Сафоновича - одна из первых обобщающих трудов по истории Украины от древнейших
времен до 1673 г. и “Синопсис” Иннокентия Гизеля, издававшегося с 1674 г. к
начале XIX в. и был основным учебником по истории Руси, обязательным для
всех общеобразовательных школ.
Отдельное место занимают казацкие
летописи: “Самовидца”, Самийла Величко, Григория Грабянки, “История Русов” и
др. Они доносят до нас информацию о бурные годы казачества.
В течение XVIII в. выходит ряд
исторических произведений, где делается попытка генетически связать историю княжеской эпохи с
гетманщиной. Это, в частности, “Краткое
описание Малороссии” (1730),
“Описание о Малой
России” Г. Покаса (1751), “Краткое описание о козацком малороссийском народе”
П. Симоновського (1765), “Летописное повествование о Малой России и ее народе и
казаках вообще” А.Ригельмана (1786), “Записки о
Конкурс” Я. Марковича (1798) и много
других. В своих произведениях наиболее сознательные
представители своего народа пытались пробудить национальное достоинство украинцев,
утверждая, что угнетение их в давние времена - явление временное.
На протяжении XIX-XX вв. формируется
украинская историческая школа, которую основали Д. Бантыш-Каменский (он выдал
1822 г. “Историю Малой России со времен
присоединения оной к Российскому государству при царе Алексее Михайловиче” в 4-х томах) и М. Маркевич, который написал глубоко патриотический
сочинение - “Историю Малороссии” в 5-ти томах (1842-1843). Значительный
вклад в изучение истории культуры внесли этнографы. Г. Калиновский 1777 г.
издал “Описание
свадебных простонародных обрядов в Малой России и Слободской украинской
губернии”, а в 1819 г. в Харькове
вышел его “Опыт
собрания старинных малороссийских песен”, который стал первой чисто научной разведкой по этнографии в
Украине. Это дело продолжили М. Максимович, М. Костомаров, М. Драгоманов, Н.закревский, Д. Дорошенко, Г.
Цветок, Г. Данилевский и др.
Особое значение в изучении истории
Украины принадлежит В.Антоновичу. Он создал киевскую школу историков,
характерной особенностью которой стала работа над первоисточниками и документами.
Достойно продолжили его дело Д. Багалей, И. Линниченко, П.Голубовський, Н. Молчановский,
В. Данилевич, М.
Грушевский,
Н.полонска-Василенко, О. Грушевский и др.
Большое внимание изучению истории
Украины и ее культуры уделяли научные общества, в частности одесское “Общество
истории древностей”,
основано в 1838 г., “Временная комиссия для разбора древних актов” (1843),
“Историческое общество Нестора Летописца” (1873), харьковское “Историко-филологическое общество”
(1880), “Ученые
губернские архивные комиссии” в
Екатеринославе, Полтаве,
Чернигове и других городах. Все они внесли существенный вклад в объединение
местных научных сил и фиксацию памятников истории культуры.
В настоящее время в научный оборот введено много
материалов летописных сводов, казацких летописей, исторических хроник, которые
доносят до широкого круга читателей настоящую историю украинского народа.