ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII СТ.)
Украинские земли в древнейшую эпоху
Первые государственные образования в Северном Причерноморье и Крыму
Первым народом, который жил на территории
Украины, имя которого сохранили письменные источники, были киммерийцы (1500-700 гг. до
н. э.). Они уже имели укрепленные городища, вели табунне хозяйство, что давало
возможность организовывать конницу, в боях применяли железное оружие.
Киммерийцы первыми на территории
Украины освоили технологию железного производства из болотных руд и
металлообработку, что существенно улучшило их вооруженность. Начиная с i тыс. до н.
э. на южном побережье и горах Крыма поселились племена тавров. Тавр - слово
греческого происхождения, возможно, связано с названием местности, давшей имя
племенам, которые жили на ней.
Большинство таврских поселений было
сконцентрировано на южном берегу Крымского полуострова - морском побережье
от мыса Айя до Феодосии. Тавры жили компактными семейными общинами, которые
совместно вели хозяйство. Основными занятиями горных тавров были охота и
отгонное скотоводство - сезонные перекочівлі со стадами из долин на яйлы (пастбища)
и обратно.
В i веке в античных источниках
тавров стали называть тавроскіфами. С перемещением центра скифского государства
в конце III в. до н. э. из Северного Причерноморья в Крым и усилением его
могущества началась мирная ассимиляция тавров и скифов. Тавры как отдельный народ
существовали до IV ст. От племени тавров происходит второе название Крыма - Таврида.
Киммерийцев вытеснили скифы (VII-III
в. до н. э.), населявшие территорию современной Южной и Юго-восточной
Украины. Скифы преобладали киммерийцев численности, военной организованностью,
поскольку их возглавляли цари, имевшие неограниченную власть в отличие от
киммерийцев, которые не имели единого руководства. Скифы делились на две большие
группы: скифы-земледельцы и скифы-скотоводы, которые вели в основном кочевой образ
жизни. Обычаи и традиции скифов были достаточно жестокими и суровыми. Они
базировались на двух основных принципах: беспощадность к врагам и верность
своим собратьям. Скифы пили кровь первых убитых ими врагов, делали чаши из
вражеских черепов и колчаны из кожи правых рук убитых противников и т.д.
Жестокостью отличались и погребальные обряды скифов - часто в жертву приносили
жен, рабов, лошадей.
В III в. до н. э. скифов вытесняют
сарматы (аланы, роксоланы, языги). их название происходит из иранского языка, и
означает «опоясанный мечом». Они составляли единое однородное племя, а союз
родственных племен, которые нередко враждовали между собой. В отличие от скифов,
значительную роль в жизни сарматов играли женщины. По легенде сарматы происходили
от союза амазонок со скифами. В это же время, с конца VII в. до н. э., греки
основывают на Северном Причерноморье свои города-колонии: Tip (в устье Днестра), Ольвия (на
Южном Буге), Херсонес, Пантикапей, Феодосию (в Крыму). По устройству эти
государства были демократическими (Ольвия, Херсонес) или аристократическими (Пантикапей,
до образования Боспорского царства) республиками или монархией (Боспорское
царство).
В городах-колониях царили
рабовладельческие отношения. Рабы выполняли значительный объем тяжелых работ.
Боспорское царство существовало в V в. до н. э. - IV в. н. э. Оно занимало
территорию Керченского и Таманского полуостровов с прилегающей полосой и
восточный берег Азовского моря. До царства входили такие города, как Феодосия,
Фанагория, а столицей был Пантикапей (современная Керчь).
Сначала Боспорское государство было
союзом греческих полисов с определенной автономией последних, но позже
превращается в неограниченную монархию. Главное место в экономике Боспорского
царства занимало сельское хозяйство. Основным торговым партнером были Афины,
куда вывозилось до 5 млн пудов зерна.
В середине VII в. в Северное
Причерноморья пришли хазары. Сначала они находились в составе Великого
тюркского каганата, а после его распада столицей хазар стал город Итиль на
Нижней Волге. В 670-679 гг. Хозарія овладела почти всем Крымом, кроме
Херсонеса. Хазары оставили жителям городов самоуправления, беря с них дань и
торговое пошлина. Фактически власть сосредоточивалась в руках местных хозарських
феодалов, а каган превратился в обладателя символического. В конце VIII в. каган
Обадія объявил государственной религией иудаизм. Это было связано с тем, что в Хазарии
появилось большое количество евреев - эмигрантов из Византии, которые занимались
торговлей. В длительной борьбе с Киевской Русью хазары были вытеснены из Крыма
и Поволжья. Последнее упоминание о них в источниках приходится на 1083 г.