Сравнительно-описательный метод. Это древнейший метод изучения природы. Сравниваются природные явления в одной местности или в нескольких отличных местностях в разные годы, а также процессы жизнедеятельности особей одного вида, особей разных видов.
В процессе анализа объекты систематизируются. Например, в разных странах одни и те же растения имеют свои названия. Чтобы избежать путаницы в названиях растений и животных, которые отличаются в тех или иных странах, используют общие для языка науки латинские названия.
Экспериментальный метод. Ученые изменяют условия обитания живых организмов и анализируют последствия.
Полевые эксперименты осуществляют в природе, а лабораторные - в научно-исследовательских институтах.
Мониторинг - это система постоянных наблюдений за отдельными объектами, совокупностью объектов, совокупности живых организмов или процессами неживой природы. Мониторинг может быть локальным, региональным, национальным, международным, глобальным. Результаты мониторинга используют не только ученые, но и административно-государственные структуры - от местного до правительственного уровня. Мониторинговые исследования могут заниматься и школьники, самостоятельно или под руководством учителя.
Моделирование - упрощенная имитация процессов, которые невозможно наблюдать или воспроизвести экспериментально. Моделирование используют для прогнозирования результатов эксперимента или хозяйственной деятельности человека. Моделирование осуществляют, используя различные компьютерные технологии.
Статистический, или
математический,
метод. Любые количественные или качественные изменения фиксируются с помощью цифр.
Образец
календаря наблюдений за природой:
Число | Направление ветра | Осадки | Температура | Облачность |
| | | | |