Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 58
Тема. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Цель:
· обучающая: углубить знания о способах определения написания безударных гласных, не проверяемых ударением;
· развивающая: развивать мышление, внимание, аналитические способности, ассоциативное воображение;
· воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи.
Внутрішньопредметні связи: лексикология, синтаксис, язык и речь.
Межпредметные связи: художественная литература, устное народное творчество.
Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Подготовительное упражнение (весь класс)
► Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Выделенные слова запишите фонетической транскрипции.
1. Соловей на калине то зао..хав, то щ..бетав (Т. Шевченко). 2. Он звезда в небе прол..тела, погасла звезда в..в шине (В. Сосюра). 3. Кр..ло зари румянит тучи в голубом дал..ч..ни (В. Сосюра).
III. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
IV. УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Наблюдения над языковым материалом
► Прочитайте выразительно текст.
► Какое время года в нем изображена? Обоснуйте свое мнение.
► Еще раз произнесите выделенные слова. Какие безударные гласные вы слышите?
► С помощью рассматриваемой таблицы определите буквы, которые надо вставить в слова, выпишите эти слова в тетрадь фонетической транскрипции.
Рыбаки допл..вли до Цареградского устья, м..нули ерики и пристали в самом устье до границы. Лодка повернул за острый рог піскуватої косы и вошел в Черное море, пл..вучи под низькимбер..гом. Чер..с несколько верст рыбаки пристали к бер..га и снесли г..сети, неводы и посуда на пл..сковату песчанистую пер..сип, что слалася над морем, одділяючи соленое озеро от моря и ед л..ману. То озеро было когда-то заливом моря. Крутой бер..г озера, что, видимо, был когда бер..гом моря, стоял в тумане, как будто стена, покрытая зел..ной травой; под ним зел..нілоб..гатооч..секрета нет и оситняги (По И. Нечуй-Левицкий).
► Найдите предложения с однородными членами. Какую синтаксическую роль они выполняют в предложении? С помощью чего они объединяются?
► Найдите предложения с определениями.
► По толковому словарю определите значение слов: устье, ерик, камыш, оситняг, сеть.
Работа с таблицей
► Ознакомьтесь с таблицей. Внимательно прочитайте правила, запоминая примеры и исключения. Не глядя в таблицу, запишите по два примера к каждому правилу и исключения (если есть).
Безударные гласные, не проверяемые ударением
Способы определения |
Примеры |
Пишем е |
1. Если безударный звук выпадает:
Внимание! В нескольких глагольных корнях выпадает безударный [ы]:сгибать - согну, начинать - начну, включить - включу, засыпать - засну и др. |
палец - пальца, справедливый - правда, май - мая |
2. В сочетаниях-ере-, -еле- |
сентябрь, черешня, камыш, перейти, шелест, пелена |
3. По словарю |
воскресенье, понедельник, четверг, пшеница, олень, верблюд, медведь |
Пишем и |
1. В группах-ри-, -ли - между согласными в открытых складах:
Исключения (согласно произношению): дремать, трещать, дрімливий, дремота, перевирать, слетать |
тревога, кровавый, дрожать, колодец, сглатывать |
2. По словарю |
джигит, фехтование, лимон, режим |
Способы определения |
Примеры |
Пишем а |
3. После г, к, х перед составом с а:
Исключения: пишем и произносим в словах богатырь (силач, великан), барсук, камыш, каморка, каравай |
ладно, горячий, летучая мышь, калач, хозяин, халява, много, богач, богатырь |
V.ФОРМУВАННЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Комментируемое письмо
► Перепишите слова и вставьте пропущенные буквы е, ы. Объясните их правописание. Выделите слова, написание которых проверяется по словарю.
Гал..рея, кр..вавий, вит..г, мат..мат..ка, п..р..тесь, г..рячка, кр.. тический, б..р..жливий, прав..дний, ш..л..стіти, м..нулий, тр..мтіти, г..жим, гр..маться, дж..р..ло, серп..нь, к..чан, вс..г..дыни.
Поисково-исследовательская работа
► Подберите к каждому слову по два однокоренных. Подчеркните буквы, обозначающие безударные [е], [ы], [а], [о].
Секретарь, режим, комин, бригадир, ладно.
Творческое конструирование
► Перепишите предложения, вставив пропущенные буквы.
► Допишите незаконченные предложения, выбрав слова, предложенные представлены ниже.
► Со словами, которые остались, составьте предложение.
► Чем можно сделать ошибку в выборе буквы? Что поможет не ошибиться?
На л..вади летает..телик. К..париси очень хорошие. П..рог с ц..булею. Кил..м у д..вана. В ш..нели является к..шеня. П..нал в ч..модані. Тривожусь за д..ктант. В т..атр едем в м..тро. К..рмов..лосипеда. М..нулахв...линя. Б..нзин и сп..рт занимаются по с..кунду. Б..тон крепкий, как м..тал. Ап..тит от ап..льсина и ... На календаре...
Слова для справок: Д..тинг, л ... мон, м..даль, абр..косы.
Построение ассоциативных пар
► Для лучшего запоминания правописания указанных слов подберите к ним ассоциативные пары по образцу.
Образец: чемпион - почетный чемпион, колодец - лед в колодце.
Директор, винегрет.
Физкультминутка
► Выполните упражнение, вслух читая стихотворение с соблюдением норм произношения.
Трава низенькая-низенькая,
Деревья высокие-высокие.
Ветер деревья качает-качает
То влево, то вправо наклоняет
То вверх, то назад,
То вниз нагибает.
Птицы летят-улетают,
А ученики тихонько за парты садятся. |
(присесть)
(поднять руки вверх)
(іобернутися слева, справа)
(наклон вправо, влево) (потянуться вверх, назад) (нагнуться вперед)
(помахать руками)
(сесть)
|
Скороговорки
Бабий боб расцвел в дождь -
Будет бабе боб в борщ.
Бобер на берегу с бобренятами бублики пик.
Босой парень сено косит,
Роса росить ноги босые.
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Языковедческий анализ
► Прочитайте слова. Охарактеризуйте произношение безударных гласных в корнях слов, объясните правописание.
М..ладья, нак п.., г..н..рал, тр..вога, ч..р..мха, пр..рода, кораб..ль, тер..н, дистанция, л..генда, маст..г, стр..бок.
VII. ИТОГ УРОКА
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение из учебника.
► Творческое задание: к предложенным словам подберите ассоциативные пары.
Коридор, корреспондент, пирог, бетон, барсук, хозяин.
► Выучите скороговорку:
Был Карп и Полукарпа, дапереполукарпився на маленькие полукарпенята.