Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СИНТАКСИС. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ

 

УРОК № 2

Тема. Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи

 

Цель: углубить знания учащихся о прямой и косвенной речи, научить распознавать слова автора и прямую речь; ознакомить учащихся со знаками препинания при прямой речи; развивать умения использования прямой и косвенной речи в высказываниях, правильного интонирования прямой и косвенной речи; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, таблица, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Наслаждение общением — главный признак дружбы.

Аристотель

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)

2. Беседа с учащимися.

(Учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли при выполнении домашнего задания.)

3. Лингвистическая загадка.

Среди единиц языка лингвисты различают единицы высшего и низшего уровня. Какие единицы языка лингвисты имеют в виду и почему?

(Единица языка низшего уровня — звук, потому что он, в отличие от всех других единиц языка, самостоятельного значения не имеет.

Единица высшего уровня — предложение, потому что оно ближе всего к выполнению основной функции языка — быть средством общения (общаясь, мы выражаем свои мысли в форме предложений).)

4. Творческое наблюдение.

•     Сравните тексты.

Текст № 1

Они дорогой самой краткой

Домой летят во весь опор.

Теперь послушаем украдкой

Героев наших разговор:

— Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь.

— «Привычка, Ленский».— Но скучаешь

Ты как-то больше ...>

«Скажи, которая Татьяна?» —

— Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана.

Вошла и села у окна.—

«Неужто ты влюблен в меньшую?»

— А что? — «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт».

(А. Пушкин)

Текст № 2

Через Ленского Онегин познакомился с семейством Лариных. Возвращаясь от них домой после первого визита, Онегин зевает; из его разговора с Ленским мы узнаем, что он Татьяну принял за невесту своего приятеля и, узнав о своей ошибке, удивляется его выбору, говоря, что если б он сам был поэтом, то выбрал бы Татьяну. (В. Белинский)

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Объяснение учителя с опорой на таблицу.

В беседе, в рассказе часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь. Чужая речь может быть передана при помощи специальных предложений:

1) с прямой речью (текст № 1);

2) с косвенной речью (текст № 2).

Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес (написал). Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений.

В них передается не только содержание, но и форма. Прямая речь заключается в кавычки.

Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи. В тексте № 2 автор не воспроизводит чужую речь, а только пересказывает (передает) ее содержание. На чужую речь могут указывать специальные вводные слова и предложения (по словам такого-то, как сказал тот-то и др.).

 

Местоположение прямой речи и знаки препинания в ней

 

Место прямой речи

Схема

Примеры

Прямая речь после слов автора

Преподаватель сказал: «Готовьтесь. Скоро экзамены».

Он спросил: «Где ты живешь?»

Я подумал: «Какая интересная история!»

Прямая речь перед словами автора

«Сходи, Сережа, в магазин»,— попросила бабушка.

«Кто это сделал?» — спросила мама.

Слова автора в середине прямой речи

вторая часть прямой речи — продолжение первой

«Доброе дело,— гласит пословица,— питает разум и тело».

вторая часть прямой речи — самостоятельное предложение

«Какая интересная история! — подумал я.— Настоящее приключение».

слова автора — продолжение прямой речи

«А наука не из жизни? — сказал Ваня с запальчивостью и воскликнул: — Не один ты, и другие люди ищут справедливости».

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

В зависимости от уровня знаний класса, дальнейшая работа может быть спланирована учителем по его усмотрению.

Начальный и средний уровни

2. Коллективная работа.

•     Запишите предложения, расставляя знаки препинания; назовите прямую речь и слова автора.

1) Алеша ты был на последнем спектакле спросила Лена.

2) Конечно рецензия получилась интересная рассуждала Валентина.

3) Возможно завтра не будет дождя предположил Игорь.

4) Я спросил друга где ты купил эту книгу.

5) Нет отвечал Костя я давно ее не видел.

3. Индивидуальная работа.

•     Запишите предложения, расставляя знаки препинания; выразительно прочитайте предложения, объясните особенности употребления слов автора.

1) Посмотрите какая чудесная картина сказала девочка.

2) Девочка тихо сказала посмотрите какая чудесная картина.

3) Посмотрите прошептала девочка какая чудесная картина.

4) Посмотрите какая чудесная картина! радостно воскликнула девочка.

5) Разве она не чудесная спросила девочка.

 

Достаточный и высокий уровни

2. Лингвистическое конструирование.

•     Вставьте пропущенные буквы; запишите предложения, вставляя на месте пропуска слова автора; поставьте знаки препинания.

1) Приходите вечером ... в плавательный бассейн.

2) Больной чу..твует себя лучше ... теперь жизнь его очевидно вне опа..ости.

3) ... Ветер к утру утихнет погода улучши(т,ть)ся.

4) Уча..ники соревнований! ... Строиться.

5) Куда идет этот автобус?...

3. Лингвистическое моделирование.

•     Дополните слова автора прямой речью; поставьте знаки препинания.

1) Учитель сказал мне ... .

2) В объявлении было написано ... .

3) ... обратился к нам экскурсовод ... .

4) ... крикнул ему товарищ ... .

5) Мы попросили продавца ... .

4. Творческая работа.

•     Используя в словах автора глаголы, вводящие чужую речь, составьте предложения с прямой речью на все изученные случаи постановки знаков препинания при ней; выполните синтаксический разбор двух предложений.

Полюбопытствовать, продолжать, шептать, интересоваться, согласиться.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Назовите способы передачи чужой речи.

2) Что такое прямая речь?

3) Когда мы используем прямую речь?

4) В каких случаях мы используем косвенную речь?

5) Какие знаки препинания используются при прямой речи? Выводы. В процессе устного или письменного общения нам часто приходится воспроизводить чужую речь дословно (прямая речь) или в измененном виде (косвенная речь). Используя прямую речь, мы более живо изображаем события, полнее раскрываем характеры героев, передаем их чувства, настроения, мысли. Овладение приемами передачи чужих мыслей в косвенной речи помогает сжато излагать главное, существенное.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выписать из художественных произведений по 2 предложения с прямой речью на все изученные случаи постановки знаков препинания при прямой речи.

3. Выполнить упражнение из учебника.