Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 3

ТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СТРОЕНИЮ РАСТЕНИЙ»

 

Цель урока: обучающая - ознакомить учащихся с главными органами цветковых растений и органами и системами наземных животных и рыб, определить значение каждого из них; развивающая - путем поиска сходства между человеческим и другими живыми организмами найти подтверждение единства происхождения жизни на Земле; воспитательная - на конкретных примерах подтвердить сходство других живых организмов к человеческому, тем самым подвести учащихся к пониманию необходимости бережного отношения к живой природе Земли.

Основные понятия: хлорофилл, черешок (листовая ножка), рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, жабры, трахеи, легкие, дыхальца, почки и т.д.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с рисунками в учебнике), сравнительный (сравнение корней, органов дыхания, органов чувств и движения в различных живых организмов), практический (ознакомление со строением растений).

Оборудование: учебник.

Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный.

Межпредметные связи: биология (7 класс), география материков и океанов (7 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Органы цветковых растений: корень, побег, цветок, плод.

2. Практическая работа № 1 «Ознакомление со строением растений».

3. Органы наземных животных и рыб: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и нервной систем.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Вопрос к ученикам

Почему одну отдельную клетку апельсина можно назвать системой, а стакан апельсинового сока - нет?

Дополнительный вопрос: Почему растения и животные являются открытыми системами, т.е. имеют внешние связи с окружающим средой?

Поскольку материал этого урока разнообразный и очень большой по объему, в некоторых классах его преподавания целесообразнее начинать с изучения новой темы.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОПЫТА

- Беседа

- На предыдущих уроках мы уже выяснили, что каждая система состоит из отдельных частей. Про искусственные системы мы будем говорить позже, а сегодня остановимся подробнее на изучении природных систем. Как называются отдельные части живых систем? (Органы.)

- Задача сегодняшнего урока - ознакомиться с названиями главных органов растений и животных и их функциями. Подберите словосочетания-синонимы к словосочетанию «выполнять функцию». Еще значит играть роль, иметь значение.)

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Органы цветковых растений

- Слово учителя

1). Корень закрепляет растение в почве и обеспечивает ее питательными веществами.

От главного стержня (1А) отходят тонкие корневые волоски (1Б) - именно они и являются главными поставщиками питательных веществ в главный корень.

 

 

2). Побег состоит из стебля (2А) и листья. Стебель - это транспортный путь, по которому движутся растворенные питательные вещества в другие органы растений. В зависимости от строения и размера стебля наземные растения делятся на травянистые, кустарниковые (кустовые) и древесные.

Листья состоят из листовой пластинки (2Б) и черенка (2В). С помощью черенка листовая пластинка прикрепляется к стеблю. Зеленого цвета листовой пластинке придает вещество, что содержится в цитоплазме клеток и называется хлорофилл. Главные функции листьев - испарение воды и образование питательных веществ.

3). Цветок имеет сложное строение и образована цветоножкой (3А), цветоложем (3Б), чашелистиками (3В), лепестками (3Г), тычинками (3Д) и пестик (3Е). На тычинках созревают мужские половые клетки, а на маточці - женская половая клетка. Отсюда следует, что главная функция цветка - размножение, то есть увеличение численности подобных ей растений.

4). Плод вырастает за определенное время после опыления на месте цветка.

- Задания в рабочей тетради

2. Практическая работа №1 «Ознакомление по строению растений»

Для эффективного проведения практической работы № 1 лучше всего подойдет гербарий с образцами различных растений. Если же гербария нет, то для ознакомления школьников со строением растения можно использовать любую травянистом растении, выкопанную с корнем (сентябрь месяц позволяет учителю приготовить такой образец накануне урока).

- Выполнение практической работы в рабочей тетради

- Выполнение практической работы (устно)

Ученики рассматривают рисунки, после чего учитель задает вопрос.

- Как называются видоизмененные корни некоторых растений, например, моркови, картофеля, пырея и тюльпана?

- Такие видоизмененные корни выполняют дополнительные функции, например накапливают питательные вещества. Они могут иметь вид корнеплодов, корневищ, луковиц или клубней.

- Почему мир растений такой разнообразный? (Потому что органы растений могут иметь различный вид, форму и цвет.)

3. Органы наземных животных и рыб: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и нервной систем

Организм животного, как и растения, состоит из органов. Однако организм животного сложнее растительный организм, он имеет значительно больше органов. Кроме того, определенную функцию в нем могут выполнять не один, а несколько органов.

Учитывая это, ученые объединили органы животных, которые выполняют одну функцию, в группы органов, которые называют системой. Например, органы пищеварения, или пищеварительная система, отвечают за переваривание пищи; органы выделения, или выделительная система, обеспечивают освобождения организма животного от продуктов переработки пищи и других ненужных ему элементов.

Следовательно, животное является системой и состоит, в свою очередь, из нескольких взаимосвязанных систем органов.

Пищеварительная система

Рассмотрим пищеварительную систему свиньи или собаки.

- Вопрос к ученикам

- Как называется цепочка органов, которым пища попадает в желудок животного? (Рот, дальше глотка, затем пищевод.)

В желудке пища переваривается, это означает, что молекулы веществ пищи распадаются на более мелкие молекули. их впитывают стенки желудка, однако при этом остаются отходы.

- Вопрос к ученикам

- Куда поступают продукты пищеварения из желудка? (В кишечник, а из кишечника они выводятся из организма животные q окружающую среду.)

Дыхательная система

Строение дыхательной системы у животных имеет существенные отличия, что связано с разной средой их обитания и сложностью живого организма.

- Беседа

Рыбы получают кислород из воздуха, растворенного в воде.

- Какой орган им в этом помогает? (Жабры.)

- Как называется главный орган дыхательной системы насекомых? (Трахеи.)

Трахеи пронизывают брюшко насекомых и открываются наружу отверстиями, так называемыми дихальцями.

- Как называется главный орган дыхания у наземных животных (птиц и млекопитающих)? (Легкие.)

- Слово учителя

Каждый из этих органов - жабры, трахеи и легкие - приспособлен получать кислород, необходимый для дыхания, с определенной среды - воздуха или воды. Поэтому, попав в другую среду, организм погибает прежде всего из-за невозможности получить кислород.

Выделительная система

Главный орган выделительной системы - почки. Почки, как фильтр, пропускают через себя кровь и удаляют из нее лишнюю воду и ненужные для организма вещества. Если их вовремя не вывести из организма, это может вызвать его отравление.

Органы чувств

Эти органы предоставляют животным и человеку информацию о состоянии среды, в которой находится организм, и об изменениях, происходят вокруг него.

- Вопрос к ученикам

- Назовите шесть органов чувств. (Органы зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и равновесия.)

Нервная система

Эта система обеспечивает согласованную работу всех органов тела, то есть координирует, объединяет их. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервных волокон. Даже при абсолютно здоровых органах других систем животное, у которой нарушена деятельность нервной системы, становится беспомощным и погибает. Именно поэтому главный элемент искусственной системы так же называют «мозгом» или «мозговым центром». Современная медицина имеет в своем распоряжении немало искусственных органов, таких как легкие, сердце, почки, однако искусственный мозг, способный полностью заменить работу человеческого мозга, так и не созданный.

Органы движения животных учащиеся могут изучить дома самостоятельно, как доступную и уже довольно известную им тему.

Органы размножения будут подробно изучаться в теме «Виды размножения растений и животных».

- Задания в рабочей тетради

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Разнообразие видов органов, выполняют одну и ту же функцию в живых организмах, является следствием приспособления растений и животных к различным условиям существования.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дать ответы на вопросы после параграфа.