ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА
УРОК 3
ТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
СТРОЕНИЮ РАСТЕНИЙ»
Цель урока: обучающая - ознакомить
учащихся с главными органами цветковых растений и органами и системами наземных
животных и рыб, определить значение каждого из них; развивающая - путем поиска
сходства между человеческим и другими живыми организмами найти подтверждение
единства происхождения жизни на Земле; воспитательная - на конкретных примерах
подтвердить сходство других живых организмов к человеческому, тем самым подвести
учащихся к пониманию необходимости бережного отношения к живой природе Земли.
Основные понятия: хлорофилл, черешок
(листовая ножка), рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, жабры, трахеи,
легкие, дыхальца, почки и т.д.
Методы урока: словесный (беседа),
наглядный (работа с рисунками в учебнике), сравнительный (сравнение корней,
органов дыхания, органов чувств и движения в различных живых организмов), практический
(ознакомление со строением растений).
Оборудование: учебник.
Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный.
Межпредметные связи: биология (7
класс), география материков и океанов (7 класс).
Структура урока
И. Проверка домашнего задания
II. Сообщение темы, цели и
задач урока
III. Актуализация опорных знаний
учащихся, их предшествующего опыта
IV. Изложение основного материала
1. Органы цветковых растений: корень,
побег, цветок, плод.
2. Практическая работа № 1
«Ознакомление со строением растений».
3. Органы наземных животных и рыб:
органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и нервной систем.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Вопрос к ученикам
Почему одну отдельную клетку апельсина
можно назвать системой, а стакан апельсинового сока - нет?
Дополнительный вопрос: Почему растения и
животные являются открытыми системами, т.е. имеют внешние связи с окружающим
средой?
Поскольку материал этого урока
разнообразный и очень большой по объему, в некоторых классах его преподавания
целесообразнее начинать с изучения новой темы.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И
ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
ОПЫТА
- Беседа
- На предыдущих уроках мы уже
выяснили, что каждая система состоит из отдельных частей. Про искусственные системы мы
будем говорить позже, а сегодня остановимся подробнее на изучении природных
систем. Как называются отдельные части живых систем? (Органы.)
- Задача сегодняшнего урока -
ознакомиться с названиями главных органов растений и животных и их функциями.
Подберите словосочетания-синонимы к словосочетанию «выполнять функцию». Еще
значит играть роль, иметь значение.)
IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Органы цветковых растений
- Слово учителя
1). Корень закрепляет растение в
почве и обеспечивает ее питательными веществами.
От главного стержня (1А) отходят
тонкие корневые волоски (1Б) - именно они и являются главными поставщиками
питательных веществ в главный корень.
2). Побег состоит из стебля
(2А) и листья. Стебель - это транспортный путь, по которому движутся растворенные
питательные вещества в другие органы растений. В зависимости от строения и размера стебля
наземные растения делятся на травянистые, кустарниковые (кустовые) и древесные.
Листья состоят из листовой
пластинки (2Б) и черенка (2В). С помощью черенка листовая пластинка
прикрепляется к стеблю. Зеленого цвета листовой пластинке придает вещество,
что содержится в цитоплазме клеток и называется хлорофилл. Главные функции листьев
- испарение воды и образование питательных веществ.
3). Цветок имеет сложное строение и
образована цветоножкой (3А), цветоложем (3Б), чашелистиками (3В), лепестками (3Г),
тычинками (3Д) и пестик (3Е). На тычинках созревают мужские половые
клетки, а на маточці - женская половая клетка. Отсюда следует, что главная
функция цветка - размножение, то есть увеличение численности подобных ей растений.
4). Плод вырастает за определенное время
после опыления на месте цветка.
- Задания в рабочей тетради
2. Практическая работа №1 «Ознакомление
по строению растений»
Для эффективного проведения
практической работы № 1 лучше всего подойдет гербарий с образцами различных растений. Если
же гербария нет, то для ознакомления школьников со строением растения можно
использовать любую травянистом растении, выкопанную с корнем (сентябрь месяц
позволяет учителю приготовить такой образец накануне урока).
- Выполнение практической работы в
рабочей тетради
- Выполнение практической работы (устно)
Ученики рассматривают рисунки, после чего
учитель задает вопрос.
- Как называются видоизмененные
корни некоторых растений, например, моркови, картофеля, пырея и тюльпана?
- Такие видоизмененные корни
выполняют дополнительные функции, например накапливают питательные вещества. Они
могут иметь вид корнеплодов, корневищ, луковиц или клубней.
- Почему мир растений такой
разнообразный? (Потому что органы растений могут иметь различный вид, форму и
цвет.)
3. Органы наземных животных и рыб:
органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и нервной систем
Организм животного, как и растения,
состоит из органов. Однако организм животного сложнее растительный организм,
он имеет значительно больше органов. Кроме того, определенную функцию в нем могут
выполнять не один, а несколько органов.
Учитывая это, ученые объединили
органы животных, которые выполняют одну функцию, в группы органов, которые называют
системой. Например, органы пищеварения, или пищеварительная система, отвечают за
переваривание пищи; органы выделения, или выделительная система, обеспечивают
освобождения организма животного от продуктов переработки пищи и других ненужных
ему элементов.
Следовательно, животное является системой и
состоит, в свою очередь, из нескольких взаимосвязанных систем органов.
Пищеварительная система
Рассмотрим пищеварительную систему свиньи или
собаки.
- Вопрос к ученикам
- Как называется цепочка органов,
которым пища попадает в желудок животного? (Рот, дальше глотка, затем пищевод.)
В желудке пища переваривается, это
означает, что молекулы веществ пищи распадаются на более мелкие молекули. их
впитывают стенки желудка, однако при этом остаются отходы.
- Вопрос к ученикам
- Куда поступают продукты
пищеварения из желудка? (В кишечник, а из кишечника они выводятся из организма
животные q окружающую среду.)
Дыхательная система
Строение дыхательной системы у животных
имеет существенные отличия, что связано с разной средой их обитания
и сложностью живого организма.
- Беседа
Рыбы получают кислород из воздуха,
растворенного в воде.
- Какой орган им в этом помогает?
(Жабры.)
- Как называется главный орган
дыхательной системы насекомых? (Трахеи.)
Трахеи пронизывают брюшко насекомых и
открываются наружу отверстиями, так называемыми дихальцями.
- Как называется главный орган
дыхания у наземных животных (птиц и млекопитающих)? (Легкие.)
- Слово учителя
Каждый из этих органов - жабры,
трахеи и легкие - приспособлен получать кислород, необходимый для дыхания, с
определенной среды - воздуха или воды. Поэтому, попав в другую среду,
организм погибает прежде всего из-за невозможности получить кислород.
Выделительная система
Главный орган выделительной системы -
почки. Почки, как фильтр, пропускают через себя кровь и удаляют из нее лишнюю
воду и ненужные для организма вещества. Если их вовремя не вывести из
организма, это может вызвать его отравление.
Органы чувств
Эти органы предоставляют животным и человеку
информацию о состоянии среды, в которой находится организм, и об изменениях,
происходят вокруг него.
- Вопрос к ученикам
- Назовите шесть органов чувств.
(Органы зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и равновесия.)
Нервная система
Эта система обеспечивает согласованную
работу всех органов тела, то есть координирует, объединяет их. Она состоит из
головного мозга, спинного мозга и нервных волокон. Даже при абсолютно
здоровых органах других систем животное, у которой нарушена деятельность нервной
системы, становится беспомощным и погибает. Именно поэтому главный элемент искусственной системы так
же называют «мозгом» или «мозговым центром». Современная медицина имеет в своем
распоряжении немало искусственных органов, таких как легкие, сердце, почки, однако
искусственный мозг, способный полностью заменить работу человеческого мозга, так и не
созданный.
Органы движения животных учащиеся могут
изучить дома самостоятельно, как доступную и уже довольно известную им тему.
Органы размножения будут подробно
изучаться в теме «Виды размножения растений и животных».
- Задания в рабочей тетради
V. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА
Разнообразие видов органов,
выполняют одну и ту же функцию в живых организмах, является следствием приспособления
растений и животных к различным условиям существования.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дать ответы на вопросы после
параграфа.