ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА
 
УРОК 3
ТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С 
СТРОЕНИЮ РАСТЕНИЙ»
 
Цель урока: обучающая - ознакомить 
учащихся с главными органами цветковых растений и органами и системами наземных 
животных и рыб, определить значение каждого из них; развивающая - путем поиска 
сходства между человеческим и другими живыми организмами найти подтверждение 
единства происхождения жизни на Земле; воспитательная - на конкретных примерах 
подтвердить сходство других живых организмов к человеческому, тем самым подвести 
учащихся к пониманию необходимости бережного отношения к живой природе Земли.
Основные понятия: хлорофилл, черешок 
(листовая ножка), рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, жабры, трахеи, 
легкие, дыхальца, почки и т.д.
Методы урока: словесный (беседа), 
наглядный (работа с рисунками в учебнике), сравнительный (сравнение корней, 
органов дыхания, органов чувств и движения в различных живых организмов), практический 
(ознакомление со строением растений).
Оборудование: учебник.
Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный.
Межпредметные связи: биология (7 
класс), география материков и океанов (7 класс).
Структура урока
И. Проверка домашнего задания
II. Сообщение темы, цели и 
задач урока
III. Актуализация опорных знаний 
учащихся, их предшествующего опыта
IV. Изложение основного материала
1. Органы цветковых растений: корень, 
побег, цветок, плод.
2. Практическая работа № 1 
«Ознакомление со строением растений».
3. Органы наземных животных и рыб: 
органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и нервной систем.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
 
Ход урока
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Вопрос к ученикам
Почему одну отдельную клетку апельсина 
можно назвать системой, а стакан апельсинового сока - нет?
Дополнительный вопрос: Почему растения и 
животные являются открытыми системами, т.е. имеют внешние связи с окружающим 
средой?
Поскольку материал этого урока 
разнообразный и очень большой по объему, в некоторых классах его преподавания 
целесообразнее начинать с изучения новой темы.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И 
ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО 
ОПЫТА
- Беседа
- На предыдущих уроках мы уже 
выяснили, что каждая система состоит из отдельных частей. Про искусственные системы мы 
будем говорить позже, а сегодня остановимся подробнее на изучении природных 
систем. Как называются отдельные части живых систем? (Органы.)
- Задача сегодняшнего урока - 
ознакомиться с названиями главных органов растений и животных и их функциями. 
Подберите словосочетания-синонимы к словосочетанию «выполнять функцию». Еще 
значит играть роль, иметь значение.)
IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Органы цветковых растений 
- Слово учителя
1). Корень закрепляет растение в 
почве и обеспечивает ее питательными веществами.
От главного стержня (1А) отходят 
тонкие корневые волоски (1Б) - именно они и являются главными поставщиками 
питательных веществ в главный корень.
 

 
2). Побег состоит из стебля 
(2А) и листья. Стебель - это транспортный путь, по которому движутся растворенные 
питательные вещества в другие органы растений. В зависимости от строения и размера стебля 
наземные растения делятся на травянистые, кустарниковые (кустовые) и древесные.
Листья состоят из листовой 
пластинки (2Б) и черенка (2В). С помощью черенка листовая пластинка 
прикрепляется к стеблю. Зеленого цвета листовой пластинке придает вещество, 
что содержится в цитоплазме клеток и называется хлорофилл. Главные функции листьев 
- испарение воды и образование питательных веществ.
3). Цветок имеет сложное строение и 
образована цветоножкой (3А), цветоложем (3Б), чашелистиками (3В), лепестками (3Г), 
тычинками (3Д) и пестик (3Е). На тычинках созревают мужские половые 
клетки, а на маточці - женская половая клетка. Отсюда следует, что главная 
функция цветка - размножение, то есть увеличение численности подобных ей растений.
4). Плод вырастает за определенное время 
после опыления на месте цветка.
- Задания в рабочей тетради
2. Практическая работа №1 «Ознакомление 
по строению растений»
Для эффективного проведения 
практической работы № 1 лучше всего подойдет гербарий с образцами различных растений. Если 
же гербария нет, то для ознакомления школьников со строением растения можно 
использовать любую травянистом растении, выкопанную с корнем (сентябрь месяц 
позволяет учителю приготовить такой образец накануне урока).
- Выполнение практической работы в 
рабочей тетради
- Выполнение практической работы (устно)
Ученики рассматривают рисунки, после чего 
учитель задает вопрос.
- Как называются видоизмененные 
корни некоторых растений, например, моркови, картофеля, пырея и тюльпана?
- Такие видоизмененные корни 
выполняют дополнительные функции, например накапливают питательные вещества. Они 
могут иметь вид корнеплодов, корневищ, луковиц или клубней.
- Почему мир растений такой 
разнообразный? (Потому что органы растений могут иметь различный вид, форму и 
цвет.)
3. Органы наземных животных и рыб: 
органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и нервной систем
Организм животного, как и растения, 
состоит из органов. Однако организм животного сложнее растительный организм, 
он имеет значительно больше органов. Кроме того, определенную функцию в нем могут 
выполнять не один, а несколько органов.
Учитывая это, ученые объединили 
органы животных, которые выполняют одну функцию, в группы органов, которые называют 
системой. Например, органы пищеварения, или пищеварительная система, отвечают за 
переваривание пищи; органы выделения, или выделительная система, обеспечивают 
освобождения организма животного от продуктов переработки пищи и других ненужных 
ему элементов.
Следовательно, животное является системой и 
состоит, в свою очередь, из нескольких взаимосвязанных систем органов.
Пищеварительная система
Рассмотрим пищеварительную систему свиньи или 
собаки.
- Вопрос к ученикам
- Как называется цепочка органов, 
которым пища попадает в желудок животного? (Рот, дальше глотка, затем пищевод.)
В желудке пища переваривается, это 
означает, что молекулы веществ пищи распадаются на более мелкие молекули. их 
впитывают стенки желудка, однако при этом остаются отходы.
- Вопрос к ученикам
- Куда поступают продукты 
пищеварения из желудка? (В кишечник, а из кишечника они выводятся из организма 
животные q окружающую среду.)
Дыхательная система
Строение дыхательной системы у животных 
имеет существенные отличия, что связано с разной средой их обитания 
и сложностью живого организма.
- Беседа
Рыбы получают кислород из воздуха, 
растворенного в воде.
- Какой орган им в этом помогает? 
(Жабры.)
- Как называется главный орган 
дыхательной системы насекомых? (Трахеи.)
Трахеи пронизывают брюшко насекомых и 
открываются наружу отверстиями, так называемыми дихальцями.
- Как называется главный орган 
дыхания у наземных животных (птиц и млекопитающих)? (Легкие.)
- Слово учителя
Каждый из этих органов - жабры, 
трахеи и легкие - приспособлен получать кислород, необходимый для дыхания, с 
определенной среды - воздуха или воды. Поэтому, попав в другую среду, 
организм погибает прежде всего из-за невозможности получить кислород.
Выделительная система
Главный орган выделительной системы - 
почки. Почки, как фильтр, пропускают через себя кровь и удаляют из нее лишнюю 
воду и ненужные для организма вещества. Если их вовремя не вывести из 
организма, это может вызвать его отравление.
Органы чувств
Эти органы предоставляют животным и человеку 
информацию о состоянии среды, в которой находится организм, и об изменениях, 
происходят вокруг него.
- Вопрос к ученикам
- Назовите шесть органов чувств. 
(Органы зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и равновесия.)
Нервная система
Эта система обеспечивает согласованную 
работу всех органов тела, то есть координирует, объединяет их. Она состоит из 
головного мозга, спинного мозга и нервных волокон. Даже при абсолютно 
здоровых органах других систем животное, у которой нарушена деятельность нервной 
системы, становится беспомощным и погибает. Именно поэтому главный элемент искусственной системы так 
же называют «мозгом» или «мозговым центром». Современная медицина имеет в своем 
распоряжении немало искусственных органов, таких как легкие, сердце, почки, однако 
искусственный мозг, способный полностью заменить работу человеческого мозга, так и не 
созданный.
Органы движения животных учащиеся могут 
изучить дома самостоятельно, как доступную и уже довольно известную им тему.
Органы размножения будут подробно 
изучаться в теме «Виды размножения растений и животных».
- Задания в рабочей тетради
V. ПОДВЕДЕНИЕ 
ИТОГОВ УРОКА
Разнообразие видов органов, 
выполняют одну и ту же функцию в живых организмах, является следствием приспособления 
растений и животных к различным условиям существования.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дать ответы на вопросы после 
параграфа.