Урок 3
Какими бывают музыкальные звуки
Цель урока: познакомить учащихся с разновидностями музыкальных звуков, дать понятие «ритм». Развивать певческие навыки, чувство ритма, творческие способности школьников. Поддерживать желание участвовать в коллективном творчестве.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие музыкальные звуки; объясняют разницу между ритмом и пульсом музыки; высказывают свои впечатления от прослушанных произведений.
Оборудование:
Тип урока: углубление темы, усвоение новых знаний.
Доминанты урока:
- музыкальные звуки: длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие;
- ритм. Ритм и пульс музыки.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку_____,
количество присутствующих на уроке_____,
отсутствующих_____.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под звучание песни М. Шутя «Веселые нотки».
2.2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»
2.3. Распевки. Поспівка «Бом-бим».
2.4. Ритмичная упражнение «Эхо-ритм».
2.5. Слушание пьес Е. Ґріґа «Птичка» (или «Птичка» В. Сокальского) и М. Дремлюги «Медвежонок в лесу» (или «Песни мишки» Л. Колодуба).
2.6. Разучивание «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).
2.7. Обобщение материала урока.
2.8. Выход из класса под звучание «Песни о зарядке» О. Янушкевич (или на усмотрение учителя).
БОМ-БИМ
Поспівка
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Музыкальное поздравление.
3.2. Распевки.
3.3. Повторение материала предыдущего урока. Чем отличаются музыкальные и шумовые звуки? Где их можно услышать?
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа. Для чего мы изучаем особенности музыкального искусства? Знакомство с разновидностями музыкальных звуков поможет научиться лучше понимать язык музыки.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Поспівка.
5.2. Долгие и короткие звуки. Объяснение термина «ритм». Выяснить различия между ритмом и пульсом музыки.
Совет учителю.
Использование раздаточного материала с игры «Музыкальное лото» (см. электронный диск) по теме «Пульс и ритм».
5.3. Игра «Луна-ритм».
- Ритмические упражнения. Ученики повторяют за учителем ритм, хлопая в ладоши.
- Учащиеся предлагают к игре свой ритм.
5.4. Творческое задание «Беседа птички и медведя».
Ученики воспроизводят движениями и голосом беседу птички и медведя.
5.5. Слушание пьес «Птичка» Е. Ґріґа и «Медвежонок в лесу» М. Дремлюги.
- Определение особенностей музыки.
Высокие и низкие звуки.
- Использование метода «разрушения образа» («Медвежонок в лесу». Какой будет музыка о большого, взрослого медведя?).
5.6. Разучивание 1 куплета «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).
- Выполнение в движении.
- Сравнение «Песни о зарядке» с колыбельной. Громкие и тихие музыкальные звуки.
ПЕСНЯ МИШКИ
Музыка Л. Колодуба
МЕДВЕДЬ
Музыка В. Ребикова
6. Обобщение и закрепление знаний
- Что нового узнали учащиеся о музыке?
- Какими бывают музыкальные звуки?
- По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Изучение особенностей музыки поможет стать внимательными слушателями, лучше понимать ее содержание.
8. Домашнее задание
Слушать музыку.