Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел И. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

Урок 2. Феномен человека и основные толкования ее происхождения

 

Цель: показать уникальность человеческого существования на Земле, ознакомиться с различными гипотезами происхождения человека, развивать познавательную активность учащихся, воспитывать научное мировоззрение.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция с опорой на таблицы.

Эпиграф к уроку:

Потому что ты на земле - человек,

И хочешь того или нет -

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

Василий Симоненко

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа с эпиграфом урока

• О чем говорится в строках стихотворения?

 

III. Изучение нового материала

Феномен человека

Учитель. Феномен - понятие, означающее любое особенное, уникальное, неповторимое явление в своей целостности, единстве с его сутью. Таким уникальным явлением во Вселенной является Человек. Феноменальність человека заключается в особой телесной организации людей, наличия душе, сознании, общественном характере существования и взаимодействия с окружающим миром посредством деятельности - материальной и духовной.

Человек - уникальное творение Вселенной. Она труднодоступна для изучения, непостижимая, загадочная. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полном объеме раскрыть сущность человека. Называя те или иные качества человека, философы ищут среди них определяющие, принципиально важны.

Работа по составлению таблицы

 

Философы о сущности человека

Аристотель

Человек есть политическое существо

Г. Декарт

Человек - это мыслящее существо

Б. Франклин

Человек - это существо, производящее орудия труда

К. Гельвеций

Человек - это животное, которое имеет способность пользоваться орудиями труда

К. Линней

Человек разумный (гомо сапиенс)

К. Ясперс

Человек - это единственное существо, которое знает, что она есть

Хейзинга

Человек - актер, то есть которая играет

К. Маркс

Сущность человека составляет совокупность всех общественных отношений

 

Учитель. Таким образом, история развития человека и мира свидетельствует, что процесс осмысления феномена человека далек от завершения, и эта незавершенность порождена первичным и самым сложным вопросом - о происхождении человека.

 

Основные толкования происхождения человека

Учитель кратко рассказывает разные версии происхождения человека, опираясь на таблицу.

 

Название гипотезы

Основное содержание

Мифологическая

Человек произошел от животных или растений. Эти представления являются отражением тотемизма - верований о сверхъестественное родство между родами и некоторыми животными или растениями

Религиозная

Человек создан Богом. Благодаря этому она качественно отличается от всего окружающего

Космическая

Происхождение человека объясняется заносом на Землю космического «семени жизни»

Гипотеза об искусственном происхождении человека

Возникновение человека на Земле - результат созидания высокоразвитых представителей внеземных цивилизаций, «Великого экспериментатора»

Эволюционная

Человек имеет земное происхождение, ее предки были животными. Человек имеет общих предков с человекообразными обезьянами

Научно-философская

Человек - это продукт очень длительной эволюции

 

Или мы одиноки во вселенной?

Учитель. Согласно мифологическим представлениям некоторых народов вся природа была населена человекоподобными существами. Это объясняется тем, что в древности люди наделяли явления и силы природы человеческими свойствами.

В дальнейшем, в процессе различения человеком тела и души, возникают представления о существовании бестелесных существ, «духов» не только на Земле, но и во Вселенной. Это связано с возникновением религиозного мировоззрения, ведь все религии признают существование и других, кроме людей, существ (добрых или злых), например ангелов, которые могут появляться между людьми, хотя находятся преимущественно «на небе», в космосе.

В период Возрождения получила распространение мысль о существовании множества миров, населенных существами, очень похожими на людей.

Однако существует точка зрения, что мы имеем дело с разумными представителями космических цивилизаций. А потому эти явления нужно тщательно изучать и пытаться установить контакты с «братьями по разуму». на это направлена международная программа СЕТЕ, цель которой на основе анализа сигналов, поступающих из космоса, выделить те из них, которые имеют искусственное происхождение и свидетельствуют о существовании высокоразвитых істот. к сожалению, о последствиях этих «прослушек космоса» нам известно довольно мало, многие из них засекречены соответствующими ведомствами. Итак, ответа на этот вопрос мы имеем разве что у фантастов.

Отсутствие убедительных научных выводов относительно существования других, внеземных форм жизни приводит к превалированию не оптимистичного, а пессимистического подхода к ответу на этот вопрос, даже среди астрофизиков.

Существует точка зрения, что земная жизнь возникла совершенно случайно, как совпадение определенных уникальных обстоятельств. Вторая точка зрения заключается в том, что жизнь и разумные существа в космосе обязательно существуют, но эти «островки» высокоорганизованной материи чрезвычайно удалены друг от друга. К тому же они могут быть «старше» или «моложе» нас, что практически сводит на нет возможность разумного контакта до нуля.

С обще-философской же точки зрения можно сделать обобщающий вывод: существование в космосе существ, подобных людей, вполне вероятно и даже закономерно, ведь законы развития мира являются универсальными.

 

ИV. Закрепление изученного материала

Беседа за вопросами

1. Что такое феномен?

2. В чем заключается феномен человека?

3. Как и в связи с чем менялись взгляды людей на свое происхождение?

4. Какие существуют научные доказательства того, что возникновение человека было закономерным процессом развития природы?

 

V. Итог урока

Учитель. Решение проблемы происхождения человека в мировоззренческой истории имеет гипотетический характер. Основные представления о происхождении человека раскрывают следующие гипотезы: мифологическую, религиозную, космическую, эволюционную и гипотезу об искусственном происхождении. В целом же научно доказанной является только теория естественного происхождения человеческой жизни.

 

VИ. Домашнє задачи

Подберите аргументы в положение, которое вы считаете правильным.

1. Человек по своей природе - животное чистое и изящное. (Сенека Младший)

2. Человек - политическое животное. (Аристотель)

3. Человек - высший продукт земной природы. Человек - сложная система (И. П. Павлов)