Урок 3
Тема. Понятие об операционной системе. Программа «Туристические маршруты»
Цель:
1. Ознакомить учащихся с понятием «операционная система», дать представление о функциях, которые выполняет операционная система.
2. Закрепить знание из украинского языка о ударение в словах.
3. Расширять кругозор, пространственные представления, умение ориентироваться на карте Украины.
4. Развивать практические навыки работы на компьютере.
5. Воспитывать бережное отношение к оборудованию; желание путешествовать по Украине.
Оборудование: ПК; учебник; программа «Туристические маршруты»; интересный квадрат.
Ход урока
И. Организация класса.
II. Повторение правил техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе.
Игра «Правильно - неправильно!»
Учитель рассказывает правила игры: зачитываются стихотворные строки, которые обязательно соответствуют или не соответствуют какому-то правилу поведения в компьютерном классе. В случае несоответствия правилу дети топают ножками, а если стихотворные строки соответствуют правилу - громко хлопают в ладоши, а учитель все время пытается запутать учеников, чтобы они были более внимательными и старательными.
В класс компьютерный потные мы вбегаем вовсю...(топают ножками)
Вытри старательно обуви, нам не нужный мусор! (хлопают в ладоши)
За любимый компьютер падаєм, словно спелые фрукты...(топают ножками)
А чтобы сесть нам за парту, учитель нам дает команду! (хлопают в ладоши)
Ты подвинь дисплей близенько и шнуры поправь быстренько! (топают ножками)
От экрана ты відсядь... Сантиметров пятьдесят! (хлопают в ладоши)
Голова болит моя, Потерплю час я! (топают ножками)
Я проводов не задеваю, правило это хорошо знаю! (хлопают в ладоши)
Как почувствую что-то горіле, промолчу я всем на диво...(топают ножками)
В электронный класс науки смело входи! Только вымой руки! (хлопают в ладоши)
ПИ. Актуализация опорных знаний. 1. «Мозговой штурм»
- Как подготовить компьютер к работе?
- Где находится кнопка «Пуск»?
- Как найти программу «Калькулятор»?
- Какие операции можно выполнять на калькуляторе?
IV. Сообщение темы и задач урока.
- Вам знакомы слова «операционная система»?
Сегодня на уроке мы узнаем, что они означают; научимся выполнять сложные вычисления на калькуляторе; ознакомимся с программой «Туристические маршруты».
V. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Чтобы компьютер стал мощным инструментом, содержал много информации, необходимое программное обеспечение.
Операционная система - это набор специальных программ, которые управляют работой клавиатуры, мыши, монитора, принтера, модема, сканера и других устройств компьютера.
Без операционной системы компьютер не работает. Операционная система позволяет записывать информацию на диск, печатать ее и многое другое... Кроме того, операционная система контролирует выполнение всех других программ.
2. Работа с учебником, (ст. 8)
3. Работа с программой «Калькулятор».
а) Повторение простых операций.
б) Выполнение сложных вычислений, используя память калькулятора, (по группам).
в) Ознакомление с кнопкой очистки памяти «МС».
(1 группа работает с компьютером, 2 группа выполняет задание в учебнике (ст. 9) «Для умников и умниц»).
4. Релаксация.
Ваши глаза устали, поэтому выполним несколько упражнений для них.
Глазки влево посмотрели
Там ничего не изменилось!
Вправо поведем зінички...
Ни зайчика, ни лисички...
Мы никого там не видим?
Снова влево... и направо...
Это не упражнение, а забава!
Глаза вверх, глаза вниз!
Не ленись! Улыбнись!
Еще раз вверх, снова вниз.
И на этом - остановись!
Глазки сняли усталость,
К работе, давайте снова!
5. Подготовка к работе с программой «Туристические маршруты».
а) Рассказ учителя
Украина - это большая независимое государство в Европе, со своей историей, народ которой в течение многих лет боролся за свою свободу и независимость. Украина - это родной язык, волшебная песня, замечательные народные традиции, живописная природа, талантливый народ.
б) Практическая работа в группах.
1. Открываем игру „Туристические маршруты".
2. Что мы видим? (карта Украины).
3. Какие города есть на территории нашего государства?
- Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие по городам Украины. Для этого нам нужно составить туристический маршрут.
Каждой группе нужно создать маршрут с определенным заданием, обращая особое внимание на ударение в словах.
- Послушайте историю Димы и сделайте вывод о роли ударения в словах.
Однажды Дима написал рассказ и дал его Андрюше. Тот начал читать вслух: (ставя в словах неправильно ударение)
«Когда-то в одной далекой стране на бере'зі реки стоял большой замо'к. Его охраняли целые полки. Воины были мужественные и храбрые. И им часто наносили забот и муки' туземцы.
Однажды подплыли враги в своих пирога'х совсем близко. Начался бой, страшное пекло'!...»
- Ничего не понимаю, - прервал чтение Андрюша.
- Я такого не писал, - вскочил Дима. -А что думаете вы?
- Понимаете ли вы?
- Итак, какой вывод для себя вы сделали?
6. Работа с программой «Туристические маршруты»
I группа создает маршрут по тех городах, ударение в которых падает на первый слог.
II группа в это время выполняет задание на карточке. (одно задание для всей группы).
Приложение 1.
Найти названия городов в квадрате, выписать их и поставить ударение.
Группы меняются местами.
VI. Обобщение знаний учащихся.
- Что такое операционная система?
- Через какие города Украины мы сегодня строили свой маршрут?
VIИ. Итоги урока.
- Был интересным для вас урок?
- Что понравилось больше всего?
- Где можно использовать знания, которые получили на уроке?
В конце урока нужно отметить учеников, которые хорошо работали на уроке; подбодрить тех, у кого не все получалось успешно.
Приложение
В |
Г |
Г |
Ь |
К |
Ч |
Е |
Г |
Н |
В |
Же |
В |
Н |
Ц |
А |
Е |
И |
М |
И |
Ь |
Г |
Е |
Д |
Е |
В |
Г |
К |
А |
Г |
Е |
В |
Г |
В |
Н |
Д |
Е |
И |
С |
И |
М |
В |
И |
В |
Н |
Е |
Г |
Й
И |
И |
В |
Ф |
П |
Н |
Т |
Я |
С |
А |
В |
К |
Г |
Е |
И |
Н |
И |
Ц |
В |
Г |
X |
А |
А |
Г |
Ь |
В |
И |
В |
М |
И |
В |
Г |
П |
В |
Л |
В |
Г |
И |
Г |
К |
Е |
К |
В |
Ф |
Т |
Б |
А |
Н |
С |
Ь |
В |
И |
Л |
Ь |