УРОК 1
Предпринимательство как особый вид деятельности: функции предпринимателя. Доход и риск в предпринимательстве. Предпринимательство и общественный прогресс. Интересы предпринимателя, общины и общества: черты различия и современные способы гармонизации
Цель урока: сформировать у учащихся знания о предпринимательстве как вид экономической деятельности; выяснить, в чем заключается место и роль предпринимателя в экономике; определить зависимость между величиной дохода и величиной риска; проанализировать причины и последствия различий между интересами предпринимателей и общества; развивать умение учащихся аргументировать свою точку зрения; формировать толерантное отношение к точке зрения своих одноклассников; развивать экономическое мышление.
Основные понятия: предпринимательство, предприниматель, доход, риск, качество, цена, затраты, инновации.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
►► Вопросы для дискуссии
1. Почему, по вашему мнению, возникла потребность в развитии предпринимательства?
2. В чем заключается цель хозяйственной деятельности предприятия? (Удовлетворение общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой или иной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством)
3. В чем, по вашему мнению, заключаются наиболее характерные различия между предпринимательством и любым другим видом деятельности (профессии учителя, инженера, водителя и т.п.)? (Предприниматель имеет новаторские, коммерческие и организаторские способности, способен находить и развивать новые направления и методы производства, определять новые сферы вложения капитала, умеет рисковать и брать на себя ответственность, может профессионально обосновать экономическую целесообразность производства, способен целенаправленно идти к своей цели и адаптивно реагировать на потребности рынка.)
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Неотъемлемой составляющей современной экономики являются предприятия, производящие товары и услуги для удовлетворения потребностей общества и получения на этой основе прибыли. Движущей силой развития предпринимательского сектора являются предприниматели. Их называют «революционерами в экономике», поскольку они способны по-новому посмотреть на привычные для нас вещи. О таких людях говорят, что они обладают «естественной компетенции», поскольку отличаются необычайной способностью к принятию рациональных решений и прогнозирования будущего. Давайте выясним, в чем заключается особенность предпринимательской деятельности, почему ее осуждают, так и одобряют, как предпринимательство влияет на общество и на нас с вами.
IV. Изучение нового материала
Предпринимательская деятельность базируется на стремлении найти новые возможности производства товаров и услуг на основе инноваций и умения привлекать ресурсы из самых разнообразных источников.
Предпринимательство - это хозяйственная деятельность, которая осуществляется для получения экономических и социальных результатов, а также с целью получения прибыли. Предприниматель - человек (или группа людей), которая берет на себя инициативу, риск и ответственность за организацию деятельности предприятия.
Обратите внимание на то, что целью предпринимательской деятельности является не только получение максимально возможной прибыли, но и удовлетворения социальных нужд общества.
Предприниматели играют важную роль новаторов, чем способствуют прогрессивному развитию общества: развития наукоемких высокотехнологичных производств, быстрому освоению новаций, научно-техническому прогрессу, повышению материального благосостояния общества. Наиболее распространенными являются инновации в сфере внедрения новых технологий, ресурсосберегающих технологий, освоение производства новой продукции. Инновационный потенциал в Украине наиболее активно развивается в таких отраслях, как:
♦ отдельные отрасли оборонной промышленности (радиоэлектронное слежение, радиолокация, средства наведения высокочастотной оружия, системы бронетанковой техники, системы противовоздушной обороны);
♦ атомное энергетическое машиностроение;
♦ авиационное и энергетическое турбиностроения;
♦ ракетная, авиационная и космическая техника;
♦ технологии сверхвысоких частот;
♦ кристаллические материалы для радиоэлектроники, солнечной энергетики.
|
Удельный вес предприятий, которые внедряли инновации, % |
Внедрено новых технологических процессов |
В том числе малоотходные, ресурсосберегающие |
Освоено производство новых видов продукции, наименований |
Из них новые виды техники |
2008 |
10,8 |
1647 |
680 |
2446 |
758 |
2009 |
10,7 |
1893 |
753 |
2685 |
641 |
Темпы роста, % |
99,07 |
114,94 |
110,74 |
109,77 |
84,56 |
Механизм реализации предпринимательских интересов предполагает сложное взаимодействие нормативно-правовых и институциональных факторов.
Создание собственного дела - это всегда огромный риск и преодоление сопротивления, неизбежно возникает.
Риск - это опасность потери ресурсов или дохода. Доход - это увеличение экономических выгод в форме поступления активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собственного капитала.
Между уровнем риска и дохода является четкая зависимость.
Безрисковая зона |
Зона допустимого риска |
Зона критического риска |
Зона катастрофического риска |
Затраты = 0 |
Расходы ≤ доход |
Расходы > доход |
Расходы >> доход |
Важно, чтобы предприятие находилось в безрисковой зоне или в зоне допустимого риска. Это обеспечит эффективность его развития. Однако, помните, что умение рисковать является одной из характерных черт предпринимателя.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
►► Работа в малых группах
Ученики объединяются в группы по четыре-пять человек. Учитель выдает группам распечатанный текст (или зачитывает его вслух) и объявляет задание: ученики, работая коллективно, должны ознакомиться с ситуацией и ответить на вопросы после текста. Время на выполнение задания - до 15 мин. После обсуждения от каждой группы должен выступить по одному ученику с коротким докладом (3-4 мин).
Советы ученикам от учителя по работе в группах
1. Внимательно ознакомьтесь с заданием.
2. Во время чтения конспектуйте главные факты.
3. Выберите вариант сотрудничества:
1) распределение обязанностей в группе: каждый ученик отвечает за отдельную часть задачи, а избранный глава команды объединяет эти части;
2) учащиеся вместе обсуждают все вопросы и пытаются дойти истины и консенсуса.
4. Записывайте краткие ответы - это поможет вам во время доклада.
5. Не стесняйтесь высказывать собственное мнение и уважайте мнения других!
Сила предпринимательской свободы
Майкл Делл основал компанию «Dell Computers» 1984 года, когда ему было 19 лет. в 1992 году его компания вошла в рейтинг «Fortune-500». На то время Деллу исполнилось 26 лет. в 2005 году он вошел в четверку самых богатых людей США с состоянием в 18 млрд. долл.
Майкл Делл родился в 1965 году в возрасте 15 лет увлекся компьютерами. Свой первый бизнес-проект он совершил в 12 лет, занявшись торговлей марками. Тогда он узнал о том, что если у человека есть хорошая идея, то усилия по воплощению ее в жизнь будут иметь достойное вознаграждение. Получив 1980 года от родителей первый компьютер, он сразу же разобрал его на части, чтобы узнать его устройство. Очень скоро начал переделывать компьютеры, каждый раз совершенствуя их. Вступив в Техасского университета, Майкл решил превратить свое увлечение в бизнес и зарегистрировал фирму «PC’s Limited». 18-летний юноша смело заявил, что хочет конкурировать с IBM. Вскоре он создал фирму «Dell Computer Corporation» со стартовым капиталом 1000 долл. США.
В основу своего бизнеса Делл положил простую, но революционную на то время идею - продавать компьютеры напрямую клиентам. Преимущества такого подхода очевидны: появилась экономия за счет комиссионных посредникам и торговым агентам, кроме того, от покупателей Делл сразу узнавал об их потребностях, что позволяло предпринимателю создавать товар, который всегда имел спрос. В результате доходы компании росли значительно быстрее, чем у конкурентов.
1999 года «Dell Computers» стала лидером рынка США. В возрасте 22 лет Делл открыл филиал компании в Англии, в 29 лет - в Японии, всюду заняв ведущие позиции.
►► Дайте ответы на вопросы
1. Объясните, благодаря чему Майкл Делл смог согласовать собственные предпринимательские амбиции с потребностями потребителей?
2. Назовите черты Майкла Делла, которые позволили ему стать успешным предпринимателем (сильные стороны).
3. Назовите причины, по которым Майклу Деллу не удалось превзойти успех бизнеса Билла Гейтса (слабые стороны).
4. Назовите факторы внешней среды, которые способствовали компьютерном бизнеса Майкла Дела (возможности: например, спрос, государственная поддержка и т.п.).
5. Назовите факторы внешней среды, которые противодействовали компьютерном бизнеса Майкла Дела (угрозы: например, конкуренция, поведение поставщиков и т.д.).
6. Используя предыдущие ответы, составьте SWOT-анализ, заполнив каждый квадрант схемы определенными факторами.
Opportunities (возможности)
1. ...
2. ... |
Threat (угрозы)
... |
Strengths (сильные стороны)
... |
Weaknesses (слабые стороны)
... |
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Подготовить доклад о самых известных в мире или в Украине предпринимателей. Охарактеризовать причины их успеха, направления деятельности, влияние их предпринимательской деятельности на экономику страны.