Раздел И. УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕМА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УКРАИНЫ
УРОК 3. РАСПОЛОЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ЧАСОВЫХ ПОЯСОВ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема. Расположение территории Украины относительно часовых поясов. Практическая работа № 1 (окончание). Определение положения Украины относительно часовых поясов.
Учебная цель: формировать знания о местное, поясное, летнее и декретное время, умение рассчитывать местное и поясное время; совершенствовать навыки работы с картами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, глобус, физические карты Украины, мира, карта часовых поясов, карточки с заданиями на определение местного и поясного времени.
Опорные и базовые понятия: меридиан, местное время, поясное время, летнее время, часовой пояс, срединный меридиан.
Географическая номенклатура: Гринвич, Киев, свой населенный пункт.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Назовите и покажите на карте крайние точки территории Украины, географический центр.
2. Назовите положительные и отрицательные признаки физико-географического положения Украины. Обоснуйте свою позицию.
3. Охарактеризуйте природные особенности линии границы Украины с точки зрения ее охраны, возможностей пересечения (образование удобных пропускных пунктов).
4. Используя знания предыдущего урока, сделайте вывод об удобстве расположения столицы в г. Киев.
5. Вычислите наиболее простым способом географический центр территории АР Крым. Сделайте вывод о положении ее столицы.
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Что является следствием вращения Земли вокруг своей оси?
• В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?
• За какое время происходит полный оборот?
• Используя знания математики, объясните, какой вид будет иметь путь любой точки поверхности Земли за сутки. На сколько градусов она возвращается?
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Иногда случается увидеть в прямом эфире, как одновременно ведутся вечерние репортажи из западных и восточных областей республики. Присмотревшись внимательно, можно заметить разницу в естественном освещении местности. Когда на востоке уже темно, на западе еще сумерки. В чем причина?
V. Изучение нового материала
1. Местное время - действительный солнечное время на определенном меридиане, то есть все точки, расположенные на одном меридиане, имеют одинаковое положение относительно Солнца.
За 24 часа каждая точка Земли поворачивается на 360°. Вычислите, на сколько будет отличаться местное время между точками, расположенными на меридианах 30° в. д. и 31° в. д. Где время будет больше?
360° за 24 часа;
1° - по х
2. Поясное время
Принятый в начале 1880-х годов, постепенно введен во всех странах мира.
24 часовых пояса. 360° : 24 = 15° (протяженность одного пояса). Для всех точек пояса принято считать время одинаковым - это время, что соответствует местному времени срединного меридиана. Отсчет поясов начинается от 0-го, срединным меридианом которого является нулевой (Грин - віцький) меридиан до 23-го с запада на восток в направлении вращения Земли. Номер меридиана соответствует разнице во времени между ним и Ґрінвіцьким время. Меридиан 180° - линия перемены дат.
3. Положение Украины в часовых поясах
Украина расположена в i-м, II-м, III-м часовых поясах, 95 % территории - в II-м. Для удобства на всей территории принят время этого пояса. Срединный меридиан пояса проходит близко к Киеву, поэтому время пояса называют киевским.
На примере Украины видно, что границы поясов основном отклоняются от линий меридианов, а совпадают с административными границами.
4. Летнее время
Для более полного использования световой части суток, то есть экономии электроэнергии, в отдельных странах вводится на период с апреля по октябрь летнее время, которое опережает поясное на один час.
VI. Закрепление изученного материала
• Что такое местное и поясное время?
• В каких часовых поясах расположена территория Украины? Каким временем мы пользуемся?
• Выполнение практической работы № 1.
• Решения практических задач.
• Сделайте общий вывод относительно особенностей и выгодности географического положения Украины
VII. Итоги урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. Доработать вторую часть практической работы № 1.
3. Принести на следующий урок образцы информационных источников о природе Украины.