РАЗДЕЛ И. УКРАИНА НА КАРТЕ МИРА
УРОК 3. УКРАИНСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗЕМЛИ
Ожидаемые результаты: ученик называет и различает украинские исторические земли, показывает их на карте Украины; характеризует факторы их формирования.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник географии, карты «исторические земли», «Административно-территориальное устройство», контурные карты.
Опорные понятия: исторические земли, области, административно-территориальное устройство.
Географическая номенклатура: Среднее Приднепровье, Запорожье, Гетманщина, Галичина, Волынь, Угол, Закарпатье, Подолье, Буковина, Бессарабия, Полесье, Слобожанщина, Донщина, Таврия.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Географический диктант
Класс делится по рядам на два варианта, в каждом из которых по разным соседним странам Украины соответствуют определенные цифры. Например: Россия - 1, 2; Румыния - 3, 4; Беларусь - 5, 6. В зависимости от ответа учащиеся должны написать определенную цифру.
Вопрос
1) На эту страну приходится более трети сухопутных границ Украины. Границы с этой страной по всей длине пролегают Полесьем.
2) Эта страна не имеет выхода к морю.
3) С этим государством остается не решенным вопрос разделения акватории Азовского моря.
4) Часть границ с этой страной проходит по Дунаю.
5) С этой страной остается не решенным вопрос разделения континентального шельфа и морских экономических зон в Черном море.
II. Мотивация учебной деятельности
Исторические земли формировались за своеобразных условий от XI до ХХ века. У каждой из них есть свои весьма интересные особенности развития и культуры. Они объясняются географическим положением, средой, отношениями с другими странами и народами.
III. Актуализация опорных знаний
- Что вы знаете курса по «Истории Украины» о формировании разных историко-этнографических регионов?
- Какие причины обусловили возникновение казачества и Запорожской Сечи?
- На территории исторической земли находится ваша область?
- Что вы знаете о ее истории?
IV. Изучение нового материала Украинские исторические земли
Рассказ учителя (можно добавить вступи учеников, которые готовили опережающее задание)
- Надднепрянщина
- Запорожье
- Галичина
- Волынь
- Закарпатье
- Подолье
- Буковина
- Бессарабия
- Слобожанщина
- Таврия
V. Закрепление материала
- Подпишите на контурной карте названия исторических земель в местах их расположения.
- Охарактеризуйте особенности формирования и географического положения исторической земле, на территории которой (частично или полностью) находится ваша область (республика).
VI. Домашнее задание
Для записей: