УРОК 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СТРАН МИРА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАН
Учебная цель: актуализировать и углубить знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; формировать умение характеризовать основные формы государственного устройства, политические системы стран; развивать умение оценивать политико-географическое положение стран, пользуясь политической картой мира.
Основные понятия: республика, монархия, федеративное государство, унитарное государство, политическая система, экономическая система.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, дидактические карточки
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Что отражено на политической карте мира?
• Чем различаются между собой понятия «страна» и «государство»?
• Какие периоды выделяют в формировании политической карты мира?
• Приведите примеры количественных и качественных изменений, которые произошли на политической карте мира в последнее время.
• Приведите примеры политических и военных конфликтов, которые происходят в современном мире.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Политическую карту мира иногда образно называют «политическим портретом мира». Ее внешность меняется во времени вследствие присоединения открытых земель, территориального разделения или объединения государств и т.д. А для того чтобы раскрыть сущность этого портрета, нужно узнать об общественно-политические характеристики государств, их политические и экономические системы, место на политической карте мира.
IV. Изучение нового материала
1. Государственный строй стран мира
Под государственным устройством понимают формы правления и административно-территориального деления. Основные формы государственного правления в мире - это республика и монархия.
Задача 1. (Работа в парах) Назовите главные признаки республики и монархии. Используя карты атласа, приведите примеры стран, которые являются республиками или монархиями.
Республика - форма правления, при которой все высшие органы власти избираются населением или специальной избирательной коллегией. В зависимости от распределения полномочий главы республики и парламента различают парламентских (Германия, Италия, Индия, Швейцария), президентские (США, Бразилия, Мексика) и смешанные (Франция, Польша, Португалия, Ирландия) республики. Большинство современных государств являются республиками.
Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, шаху, эмиру) и передается по наследству. Если власть монарха не ограничена, монархию называют абсолютной (Оман, Бутан, ОАЭ), если ограничено - конституционным (большинство современных монархий: Великобритания, Япония, Швеция и др.). Если монарх одновременно является главой церкви, то форма правления в государстве называется теократической монархии (Ватикан, Саудовская Аравия). В современном мире насчитывается около 30 монархий.
Задание 2. Вспомните основные формы территориального устройства стран. Используя карты атласа, приведите примеры стран, которые являются унитарными, либо федеративными.
По административно-территориальному устройству большинство государств мира являются унитарными. На всей их территории функционируют единые законы и органы власти (Франция, Украина, Израиль).
Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория страны имеет в своем составе относительно самостоятельные образования (Россия, Германия, США, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия, Южная Африка, Нигерия, Индия, ОАЭ и др.). Если федерация имеет временный характер и создается с целью достижения общих интересов федеральных единиц, то такое объединение называется конфедерацией (например, Швейцария с 1291 г. до 1818 г.).
2. Политические системы современных государств
Политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление обществом. В зависимости от политического режима различают авторитарные, тоталитарные, демократические политические системы.
По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Примером закрытой политическая система советского типа, которая сложилась в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов.
3. Экономические системы современных государств
Экономическая система - совокупность принципов, правил и норм, которые в конкретной стране определяют способы организации хозяйственной жизни. По уровню развития технологических способов производства выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы. За отношениями собственности на основные производственные ресурсы различают страны с рыночной и плановой (централизованной) экономикой. После распада социалистической системы стран с плановой экономикой в мире осталось немного - КНДР, Куба. В Китае и Вьетнаме наряду с принципами плановой экономики одновременно внедряются и рыночные. Постсоветские страны относят к странам с переходной экономикой.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Выскажите свои соображения
• Почему, на ваш взгляд, на Земле до сих пор существуют колонии?
• Какая форма правления - республиканская или монархическая - эффективнее?
• Почему, на ваш взгляд, республиканская форма правления доминирует в современном мире?
• Каким государством легче управлять - унитарным или федеративным?
• Какая экономическая система - плановая или рыночная - является более прогрессивной?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Обозначить на контурной карте федеративного государства и их столицы.
· Составить таблицу «Положительные и отрицательные признаки рыночной и плановой экономической системы».