МОРФОЛОГИЯ
2. ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАММАТИКИ
Грамматическое значение и способы его выражения
Грамматическое значение, грамматическая сема) является семантической основой грамматической категории. Каждое повнозначне слово имеет одно или несколько лексических значений и одно или определенное количество грамматических. Скажем, слово сад співвіднесене с понятием «участок земли, специально отведенная для выращивания плодовых деревьев, кустов и т.п.» и, конечно, с соответствующими конкретными реалиями (обработанной землей, яблонями, грушами, вишнями, малиной и др.); кроме того, нулевое окончание этого слова в именительном падеже единственного числа, соотносясь с окончанием-а в родительном падеже единственного числа, показывающий, что слово включено в відмінкову систему (имеет падежные значения), а сопоставление с именительном падеже множественного числа, где выступает окончание-ы (садк-ы), доказывает, что это слово имеет значения числа. Нулевое окончание слова сад относит его к мужскому роду. Итак, с помощью одного нулевого окончания в слове передаются одновременно три грамматические значения падежа, числа и рода. Наличие этих грамматических значений свидетельствует также принадлежность лексемы садик к словам, которым присуще значение предметности. Таким образом, переменные полнозначные слова, независимо от того, к какой части речи они относятся, имеют разные наборы грамматических значений: род, число, падеж для именных частей речи; лицо, время, число для глаголов и др. Семантически взаимосвязаны грамматические значения образуют грамматическую категорию. Количество грамматических значений в разных языках неодинакова, потому что каждый язык по-своему членящее мир. Все языки имеют средства для выражения количества, качества, времени, пространства, возраста, пола и др. Но далеко не во всех языках эти понятия выражаются грамматически. Скажем, в финском языке родо-половые понятия передаются только лексически. Грамматическое значение может быть выраженным, если оно является содержанием знака, то есть некой субстанции, которая служит для обозначения чего-либо. Одним знаком (как в ранее приведенном примере) может передаваться несколько значений и, наоборот, то же значение может передаваться несколькими знаками. Так, значение будущего времени несовершенного вида имеет две формы выражения (буду работать - буду работать), значение давального падежа единственного числа мужского рода передается окончаниями-у и-у (отцу - отцу), значение орудного падежа существительного деньги - окончаниями-и-има (деньгами - деньгами) и др. Каждый знак - грамматически связанная или свободная морфема. Среди грамматически связанных морфем различают аффиксы (ид-у, ид-еиі, ид-е), постфікси (утвєрдити-ся), внутренние флексии (набрать - наб-ы-рати).
Грамматическое значение, в отличие от лексического, свойственное не одному слову, а охватывает большие или меньшие группы знаменательных слов. При этом одним знаком (в одной форме) в флективних языках, к которым принадлежит и русский, можно передавать большое количество значений. Все зависит от числа парадигм, в которые этот знак входит. Так, окончание-в глаголе сяд-у является элементом личной парадигмы (сяд-у, сяд-эш, сяд-е), временной (сяд-у, си-в), способової (сяд-у, сяд-ь) и др. Грамматические значения сопровождают лексические и наоборот. Так, понятие времени передается граммам ческими значениями (иду, шел, пойду) и лексическими (теперь, сейчас, тогда, в прошлом году, завтра и т. д). Если знаменательные слова имеют лексические и грамматические значения, то так называемые служебные слова, или аналитические синтаксические морфемы,- только грамматические. Они являются преимущественно носителями синтаксических значений, передавая понятие пространственной взаимозависимости предметов (тополь у колодца, пруд под горой), качественного состояния предметов (яблоня в цвету, конь под седлом), направления (идти до дома, плыть от маяка), времени (прийти под вечер, работать до года), сурядності (отец и сын), підрядності (прийти, чтобы поздравить) и т.п. Однако аналитические синтаксические морфемы могут использоваться и в морфологии, включаясь в состав парадигм. Так, значение повелительного наклонения глагола в части личных форм передается синтетически, с помощью связанных грамматических морфем (ид-и, ид-имо, ид-ить), в остальных - аналитически, с помощью аналитических синтаксических морфем-частиц пусть, пускай (пусть идет, пусть идут). Итак, грамматические значения организуют мнение, а лексические наполняют ее конкретным содержанием.