ОБЪЕКТЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ - это элементы вибірк. совокупности, выступающих в качестве террит. общности и организации, в которых в свою очередь конкретизируются единицы наблюдения. Единицами наблюдения наз. элементы сформированной вибірк. совокупности, которые непосредственно служат источником социальной информации (см ). Как О. г., так и единицы наблюдения представляют собой социальные объекты, которые имеют характеристики, которые являются существенными для предмета конкретного исследования. О. г. и единицы наблюдения могут совпадать и иметь отличия. Именно по этому признаку различают выборки многоступенчатые и одноступенчатые (см.).
На каждом из этапов отбора выделяются различные промежуточные О. г., которые в основном являются "естественными единицами", то есть природными образованиями, такими, как полет, адм. р-ны, населенные пункты, предприятия, учреждения, цеха, академ, группы, бригады, отделы, лаборатории и т.д.
Выделяют два типа А.р, К первому типу относятся полет.-адм. единицы (респ., край, обл., р-н, разные виды населенных пунктов, сельсовета и т.д.), ко второму - производственные предприятия (в т. ч. колхозы и гос. с.-г. п-ва), учреждения, уч. заведения и др. В зависимости от типа О. г., используемые в процессе формирования вибірк. совокупности, выделяют три типа выборок: адм,-террит., производственная и смешанная.
Алгоритмы и методы возведения А.р. или единиц наблюдения в типовые группы, из которых затем отбираются наиболее типичные представители, характерные для данной группы, составляют способ районирования выделенных на промежуточных этапах отбора О. г. Выделяются несколько наиболее общ. видов описанных алгоритмов и методов типологизации. К первому виду относятся все методы, основанные на применении метода автоматической классификации объектов исследования. Второй вид объединяет всю совокупность методов, связанных последовательно с применением факторного и кластерного анализа, благодаря которым в дальнейшем происходит типологизация объектов исследования. Третий вид описывает различные методы качественного, содержательного анализа признаков (что, разумеется, не исключает использования статист, методов, которые основываются на взаимосвязи количества слоев с оценкой дисперсии базового признака или с объемом затрат на проведение исследования).