НОВОВВЕДЕНИЕ (инновация, нововведение) - целенаправленное изменение чего-то в обществе, его структурах и підструктурах, рассчитанная на определенный эффект (экон., социальный, полет, и др.). Сутью Н. является инновационная деятельность, а содержанием - комплексный процесс создания, распространения и использования новшества. Одновременно Н. означает причинение данным новшеством изменений в том социальном, духовном, культурном и предметном среде, в которую она внедряется. В зависимости от предметного содержания инноваций различают техн. (производительные, технол.), социальные, экон., организационные, культурные, структурные, интеллектуальные и др. Н., а по признаку новизны и характера причиненных новациями изменений - радикальные, умеренные, рутинные (традиционные), разрушающие (деструктивные), конструктивные Н. и Т.д.
Термин "инновация" вошел в обиход науки в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал применяться как антоним к термину "традиции" при исследовании процессов изменений в культуре. В этих науках особое внимание было уделено диффузии культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. В прежде. пол. XX в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались на периферии внимания социальных наук на Зап., а инновации інтерпретувались как проявления не равновесия, напряжения в системе или же как отклонение от нормы, в которых усматривалось источник новых напряжений. На нач. XX в. экон. наука пользовалась понятием Н. для обозначения новых комбинаций из существующих элементов поведения субъектов г.-п. жизни, направленной на обеспечение "предпринимательской прибыли" и преодоления циклических кризисов (И. Шумпетер). Сов. ученый Н. Д. Кондратьев в др.., пол. 20-х гг. обнаружил примерно 50 - летние "большие циклы ("длинные волны") крупномасштабных Н. После кризиса 30-х гг. среди менеджеров становится популярным термин "инновационная политика фирмы". Тогда же начались, а в 50 - 70-х гг. приобрели широкий размах эмпирические исследования технических и организационно-управленческих Н., которые осуществлялись фирмами и др. деловыми организациями. При этом начали активно изучаться собственно социальные факторы Н. в экон. сфере. Социологи, стремясь преодолеть слабости функционализма, в др. пол. XX в. начали толковать Н. как особую стадию процесса социального изменения, выделив в этой стадии следующие основные элементы: новацию, новаторов, агентов диффузии, оценщиков.
В настоящее время особую актуальность приобретает задача интенсификации инновационных процессов. Его решение требует широкого развития комплексных, в частности соціол. исследований Н. Блок - схема параметров такого исследования включает: характеристики новизны (тип, содержание, потенциал, социокультурная и организационная адаптация и т.п.); организации - участники (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновационность внутренне-организационных и межорганизационных структур и процессов и т.д.); среда Н. (характеристики экон. и др. отношений, организация и стратегия управления Н. в соответствующей отрасли и т.д.); динамика Н, (параметры, которые характеризуют стадии инновационного процесса и жизненного цикла Н.); результаты Н. (его завершенность и эффективность).
Н. как процесс имеет определенную стадийность, которая наз. жизненным циклом. Он охватывает: 1) зарождение (осознание потребности и возможности амин); 2) диффузия (тиражирование, многократное повторение Н.); 3) рутинізацію (Н. реализуется в стабильных элементах соответствующих объектов).
Сиотоматизація II проводится на таких наиболее общ. началах: 1) тип новизны (новации); 2) механизм осуществления; 8) специфика инновационного процесса; 4) сфера внедрения. По критерию (4) Н. подразделяются на материально чехи (техника, технология, промышленные материалы), социальные, экон., полет., организационно-управленческие, социально-управленческие, правовые, пед. и др. По особенностям масштаба и полноты своего осуществления Н. составляют следующие группы: локильні (единичные), то есть такие, которые реализуются на одном объекте, и диффузные, которые внедряются на многих объектах, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Категория Н. все шире и чаще используется в социологии с целью изучения социальных инноваций.