В основе туристического бума, охватившего мир,
лежат такие причины: новый уровень развития производительных сил, связанный с
достижениями научно-технической революции; глобальный феномен урбанизации,
который заставляет жителей больших городов искать отдыха в других странах; быстрый
развитие автомобилизации и авиационного транспорта, рост качества и уровня жизни
населения; быстрый рост культуры, что усиливает познавательные потребности людей. В 1994
г. число международных туристов составило 528 млн. человек против 160 млн. 1970 p.
Доходы от туризма выросли до 300 млрд. долларов. Это более 7% объема всего
мирового экспорта и примерно 30% мирового экспорта услуг. Туризм прямо или
косвенно обеспечивает работой более 200 млн. человек. К индустрии туризма
относятся: предприятия, предоставляющие услуги по размещению туристов (гостиницы,
мотели, кемпинги, пансионаты и др.); туристические фирмы; транспортные
организации по перевозке туристов; информационные и рекламные службы; органы
управления туризмом; предприятия по производству товаров туристического сервиса;
предприятия раздробленной торговли; издание туристической литературы.
Специалисты в области туризма выделяют
четыре его главные виды: 1) рекреационный, или оздоровительный туризм,
применяется для отдыха и лечения; 2) экскурсионный туризм, сочетающий
отдых с познавательными интересами; 3) научный туризм (6 - 7% от
общего числа туристов); 4) деловой туризм (12-13%). В особых
разновидностей туризма относят религиозное паломничество. По видам транспорта
международный туризм подразделяется на автомобильный, авиационный, железнодорожный,
морской, речной. Но подавляющая часть туристов пользуется автомобилями и
самолетами. Морской и речной транспорт теперь обслуживают в основном
круизные маршруты.
Больше всего иностранных туристов (65%) привлекает
Европа. Это, прежде всего, сами европейцы, а также туристы из США и Канады. Второе
и третье места (12-13%) принадлежат Северной Америке и Азии. В Северной
Америке, как и в Европе, 3/4 туристов составляют сами американцы. Примерно 10%
туристов привлекают Латинская Америка, Африка и Австралия. Эти пропорции между
регионами в целом остаются достаточно стабильными. А впрочем, доля Европы
начинает постепенно снижаться, тогда как доля Северной Америки, Азии, остальных
регионов растет.