ГЕОГРАФИЯ Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
39. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА
39.2. Развитие и размещение важнейших видов транспорта
39.2.3. Развитие и размещение морского транспорта.
Морской транспорт служит для
внешнеэкономических связей. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США,
Китай, Канада, Турция, Франция, - морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот
транспорт перевозит более 80% внешнеторговых грузов. В 1990 г. объем
перевозки грузов морским транспортом составил 3,7 трлн т. Это - самый дешевый
вид транспорта, потому что эксплуатация морских путей не требует значительных затрат на
содержание сети. Современные морские суда способны перевозить грузы любых
размеров и веса.
Большая часть грузооборота морского
транспорта приходится на наливные грузы - нефть и нефтепродукты. Сухогрузы
имеют меньший удельный вес. В их структуре преобладают основные массовые грузы,
потом - генеральные и второстепенные массовые.
Главным условием безопасного функционирования
мирового торгового флота является его постоянное обновление, увеличение тоннажности
судов, повышение мощности двигателей, роста скоростей, автоматизация,
улучшение экологических характеристик. Удельный вес судов в возрасте свыше 10 лет
составляет более 1/3 состава мирового флота, свыше 25 лет - 1/20. В
развивающихся странах и странах Восточной Европы наблюдается тенденция
к повышению удельного веса старых судов, а это усиливает опасность мореплавания.
В структуре морского транспорта преобладают
специализированные суда - танкеры, рудовозами, рефрижераторы, лесовозы, суда типа
«Ро-Ро» с горизонтальным способом погрузочно-разгрузочных работ.
Более половины мирового флота составляют танкеры, что связано с развитием
мирового нефтяного рынка.
Морской флот сосредоточен в десяти
крупнейших судновласницьких странах мира: США, Великобритании, Японии,
Германии, Франции, Италии, Либерии, Панаме, Греции, Норвегии. их доля -
70% тоннажа мирового флота. К группе крупных владельцев флота относятся также
Швеция, Испания, Кипр, Сингапур, Индия, Дания, Нидерланды, Россия, Украина,
Китай, Польша, Румыния, Эстония, Болгария, Вьетнам, Южная Корея и т.д.
В составе мирового морского флота в начале
90-х гг. насчитывалось около 80 тыс. судов, в том числе в Японии - 10 тыс.,
в США - 6,4 тыс. Для характеристики тоннажа пользуются двумя показателями -
грузовместимостью и грузоподъемностью. В 1990 г. валовая вместимость мирового
морского флота составила 425 млн. бр. реч. т, а грузоподъемность - 665 млн. т.
дедвейт.
Судоходные компании многих стран мира
регистрируют свои суда под «удобным» или «подставным» флагом. Поэтому в крупных
судновласницьких стран относятся Панама, Греция, Либерия, Сингапур, Кипр,
предоставляют «удобный» флаг. В этих странах налоги на прибыль в несколько раз ниже, чем в
США, Германии, Японии, заработная плата моряков значительно меньше, их права
плохо защищены, техническому состоянию судов уделяется меньше внимания.
Мировой флот сосредоточен в руках нескольких
крупнейших судновласницьких компаний. В каждой морской державе есть одна или несколько
крупных компаний, которые обладают до 90% флота страны. Это «Ниппон юсан», «Санко
кісен» - в Японии, «Силенд сервис» - в США, «Пенінсула энд ориентал стим
невігейшн» - в Великобритании, «Сален» - в Швеции, «Бергассен» - в Норвегии
т.д. Среди крупнейших монополий - нефтедобывающие компании «Эксон», «Мобайл
ойл», «Тексако», «Бритиш петролеум» и др.
В мире насчитывается свыше 2000 морских
портов разной величины. К крупнейшим относятся порты с грузооборотом свыше 10
млн. т.: Роттердам, Сингапур, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург, Генуя, Лондон,
Аперпорт (группа портов в устье реки Делавэр), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Хэмптон,
Ванкувер, Сан-Себастьян, Кобе, Иокогама, Нагоя, Китакюсю, Кавасаки.
Морские пути, в зависимости от характера их
использования, подразделяются на международные океанские, международные морские пути
регионального значения и внутренние, или каботажные, пути. По интенсивности
судоходства первое место принадлежит Атлантическому океану, за ним - Тихому и
Индийском. Международные региональные морские перевозки осуществляются в морских
бассейнах: Средиземноморском, Північноморському, Балтийском, Карибском.
Главные грузы морского транспорта - нефть
и нефтепродукты, железная руда, зерно, каменный уголь, сырье и полуфабрикаты
для алюминиевой промышленности, фосфориты, лес и лесоматериалы. Нефте-грузы
доставляются морским транспортом до портов Атлантического океана из стран
Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. Из этих же стран нефть
перевозят до портов Японии и некоторых других стран.
Грузопотоки зерна направляются из стран -
экспортеров (США, Канада, Австралия, Аргентина) стран Западной Европы,
Японии, некоторых стран Азии, Африки и Латинской Америки. Сахар транспортируют
из Филиппин, Индонезии, Доминиканской Республики до Европы и Северной
Америки. Хлопок везут из Индии, Египта, США, Мексики, Бразилии в страны Европы
и Японии.
|
|