География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

39. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА

39.2. Развитие и размещение важнейших видов транспорта

  39.2.3. Развитие и размещение морского транспорта.

  Морской транспорт служит для внешнеэкономических связей. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, - морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит более 80% внешнеторговых грузов. В 1990 г. объем перевозки грузов морским транспортом составил 3,7 трлн т. Это - самый дешевый вид транспорта, потому что эксплуатация морских путей не требует значительных затрат на содержание сети. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров и веса.

  Большая часть грузооборота морского транспорта приходится на наливные грузы - нефть и нефтепродукты. Сухогрузы имеют меньший удельный вес. В их структуре преобладают основные массовые грузы, потом - генеральные и второстепенные массовые.

  Главным условием безопасного функционирования мирового торгового флота является его постоянное обновление, увеличение тоннажности судов, повышение мощности двигателей, роста скоростей, автоматизация, улучшение экологических характеристик. Удельный вес судов в возрасте свыше 10 лет составляет более 1/3 состава мирового флота, свыше 25 лет - 1/20. В развивающихся странах и странах Восточной Европы наблюдается тенденция к повышению удельного веса старых судов, а это усиливает опасность мореплавания.

  В структуре морского транспорта преобладают специализированные суда - танкеры, рудовозами, рефрижераторы, лесовозы, суда типа «Ро-Ро» с горизонтальным способом погрузочно-разгрузочных работ. Более половины мирового флота составляют танкеры, что связано с развитием мирового нефтяного рынка.

  Морской флот сосредоточен в десяти крупнейших судновласницьких странах мира: США, Великобритании, Японии, Германии, Франции, Италии, Либерии, Панаме, Греции, Норвегии. их доля - 70% тоннажа мирового флота. К группе крупных владельцев флота относятся также Швеция, Испания, Кипр, Сингапур, Индия, Дания, Нидерланды, Россия, Украина, Китай, Польша, Румыния, Эстония, Болгария, Вьетнам, Южная Корея и т.д.

  В составе мирового морского флота в начале 90-х гг. насчитывалось около 80 тыс. судов, в том числе в Японии - 10 тыс., в США - 6,4 тыс. Для характеристики тоннажа пользуются двумя показателями - грузовместимостью и грузоподъемностью. В 1990 г. валовая вместимость мирового морского флота составила 425 млн. бр. реч. т, а грузоподъемность - 665 млн. т. дедвейт.

  Судоходные компании многих стран мира регистрируют свои суда под «удобным» или «подставным» флагом. Поэтому в крупных судновласницьких стран относятся Панама, Греция, Либерия, Сингапур, Кипр, предоставляют «удобный» флаг. В этих странах налоги на прибыль в несколько раз ниже, чем в США, Германии, Японии, заработная плата моряков значительно меньше, их права плохо защищены, техническому состоянию судов уделяется меньше внимания.

  Мировой флот сосредоточен в руках нескольких крупнейших судновласницьких компаний. В каждой морской державе есть одна или несколько крупных компаний, которые обладают до 90% флота страны. Это «Ниппон юсан», «Санко кісен» - в Японии, «Силенд сервис» - в США, «Пенінсула энд ориентал стим невігейшн» - в Великобритании, «Сален» - в Швеции, «Бергассен» - в Норвегии т.д. Среди крупнейших монополий - нефтедобывающие компании «Эксон», «Мобайл ойл», «Тексако», «Бритиш петролеум» и др.

  В мире насчитывается свыше 2000 морских портов разной величины. К крупнейшим относятся порты с грузооборотом свыше 10 млн. т.: Роттердам, Сингапур, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург, Генуя, Лондон, Аперпорт (группа портов в устье реки Делавэр), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Хэмптон, Ванкувер, Сан-Себастьян, Кобе, Иокогама, Нагоя, Китакюсю, Кавасаки.

   Морские пути, в зависимости от характера их использования, подразделяются на международные океанские, международные морские пути регионального значения и внутренние, или каботажные, пути. По интенсивности судоходства первое место принадлежит Атлантическому океану, за ним - Тихому и Индийском. Международные региональные морские перевозки осуществляются в морских бассейнах: Средиземноморском, Північноморському, Балтийском, Карибском.

  Главные грузы морского транспорта - нефть и нефтепродукты, железная руда, зерно, каменный уголь, сырье и полуфабрикаты для алюминиевой промышленности, фосфориты, лес и лесоматериалы. Нефте-грузы доставляются морским транспортом до портов Атлантического океана из стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. Из этих же стран нефть перевозят до портов Японии и некоторых других стран.

  Грузопотоки зерна направляются из стран - экспортеров (США, Канада, Австралия, Аргентина) стран Западной Европы, Японии, некоторых стран Азии, Африки и Латинской Америки. Сахар транспортируют из Филиппин, Индонезии, Доминиканской Республики до Европы и Северной Америки. Хлопок везут из Индии, Египта, США, Мексики, Бразилии в страны Европы и Японии.