Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 8. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ В МИРЕ, УКРАИНЕ

 

8.1. Основные факторы изменений в современном религиозном пространстве

 

Человечество невозможно понять, не поняв его религиозных верований. В наши дни более три четверти населения планеты признает свою принадлежность к той или иной религии. Нынешняя георелігійна ситуация в мире - результат длительной эволюции рілігієтворчого процесса.

Стремительное развитие научно-технического прогресса, возрастание роли науки, общего уровня образованности населения на грани второго и третьего тысячелетий кардинально изменили религиозную картину мира, характер религиозности людей.

Анализ религиозных процессов в XX веке свидетельствует о смене парадигм в духовной жизни человечества. Эти изменения проявляются, в первую очередь, в соотношении верующих и неверующих в начале и в конце века. Современную религиозную ситуацию характеризуют две основные тенденции, которые будут определять ее будущее. С одной стороны - это повышение роли религии и церкви в развитии духовной культуры, экуменических процессах, консолидации отдельных этносов. С другой стороны - десакралізацію культуры, секуляризации всех сторон жизни общества, признание важности принципа светскости государства и образования, утверждение индивидуальной ценности личности и общественного прогресса. XX века исследователи религии называют веком отхода от религии, возрасту агностицизма и неверия. Численность неверующих за последнее столетие увеличилось с 5 млн. до 1 млрд. 208 млн., что составляет 19,5% мирового населения.

Внедрение научных исследований во все сферы жизнедеятельности, урбанизация приводят к росту числа неверующих, в первую очередь, в развитых странах. Так, рост числа неверующих за последние сто лет составило: в США от 0,2% до 9,7%, в Канаде соответственно 0,2% до 12,5%; в Финляндии неверующих - 12,3%, Германии - 25%, Великобритании - 40%, Австрии - 12%, Новой Зеландии - 29,9%, В Чехии - 37%. Центром мирового отхода от религии можно считать Азию. Мировая статистика насчитывает здесь 1017 млн. неверующих. В Китае и КНДР, например, три четвертых населения не относит себя ни к какой религии. Во Вьетнаме - это 2/3 населения, в Южной Корее - 46%, Японии - 46,6%, Гонконге - 64%, Сингапуре и Тайване - 14,8%.

При таких условиях религия и церковь несут глобальных трансформаций. Это кардинальные трансформации социальных доктрин, антропологических учений, даже церковных канонов и вероисповедных догматов.

Много религий сегодня находятся в кризисном состоянии. На рубеже тысячелетий они столкнулись с проблемами обострение отношений, вплоть до религиозных столкновений (в частности, Израиль и Палестина). Наблюдается ухудшение взаимоотношений между государствами, ориентированными на определенные религиозные авторитеты (христианство и ислам). Религиозные организации в последние десятилетия столкнулись с существенными изменениями в характере религиозности современного верующего: низкая частота посещений храмов, крещений, священницьких призваний. Это также уменьшение количества верующих в индустриально развитых обществах (рост идет в основном за счет Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки).

Западный вариант христианства, который распространился в Европе и Северной Америке, теряет лидерство в христианском мире. Сегодня наиболее активными становятся незападные страны, которые дают 5/6 всех христианских миссионеров мира.

В последние годы резко возросло вес и значимость католической церкви, которая провела эпохальный II Ватиканский собор. Он еще долго будет определять будущее религиозных процессов во всем мире. Католическая церковь сегодня является инициатором большинства изменений в релігієтворчому процессе. Она стремится к диалогу не только с христианами, но и представителями других культурно-религиозных сообществ. Ежегодно по инициативе папы Римского проводятся различные религиозные встречи. Авторитета католикам добавило также покаяние (2000 г.) понтифика за грехи всей католической церкви, его паломничество к Святой земле.

XX века ознаменован началом диалога и сотрудничества разных религий. Это проведение II и III Всемирных Парламентов религий, взаимное снятие анафем 1054 г. католиками и православными, развертывание экуменического движения.

Если в последние десятилетия в религиозной среде наблюдалась либерализация религиозной жизни, то сегодня наряду с этим можно говорить и о нарастание фундаменталистских тенденций внутри почти всех религий. Вторая половина XX века породила множество новых религиозных течений и движений, особенно апокаліпсичного (предвещают близкий конец света) и міленаристського (пропагандируют тысячелетнее царство после гибели цивилизации) направлений, которые, с одной стороны, увеличили полірелігійність мира, с другой - будут существенно влиять на изменения в религиозной среде.

Если прибегнуть к некоторому прогноза будущего религии, то следует заметить, что при сохранении в качестве тенденций конвергенции (сближения), так и сепаратистских настроений (автономизации, обособления) религиозным организациям придется учитывать и инкультурации (учета влияния других культур).

На ближайшее будущее мировой религиозный процесс будет характеризоваться следующими тенденциями:

- поиск оптимальной формулы гармоничного сосуществования религий в мире, где будет нужно найти разумную меру между опорой на прошлое, традицию и адекватными современности движениями внутри церквей;

- религиозным организациям придется признать полірелігійність мира, существующий геополитический распределение между различными религиями;

- отказ от претензии на абсолютную истинность своей религии и умение сосуществовать с другими.