ОБЖ
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Безопасность жизнедеятельности

1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.6. Инженерно - психологические принципы профессионального отбора

 

В современных условиях надежность и производительность технических систем зависит от правильного отбора и обучения специалистов.

К специалистам, которые обслуживают сложные современные технические системы, предъявляются специальные требования, специфические для каждой конкретной отрасли техники. Отбор людей, способных эффективно работать на определенной аппаратуре, является задачей профессионального отбора.

Для специалистов - операторов основным содержанием работы является сложный комплекс умственной деятельности с небольшими элементами физического труда. В основе взаимодействия оператора с аппаратурой является прием, обработка информации, принятие и реализация решения.

Важной особенностью человека - оператора является то, что оптимальное обработки информации, которая поступает к нему, происходит в том случае, когда она по объему согласована с его возможностями принятия и не является слишком большим и слишком малым. При большой нагрузке операторы не успевают выполнять заданные функции, но когда нагрузка очень уменьшается, то операторы теряют активность.

Индивидуальной особенностью человека также является объем оперативной памяти, способность к интерполяции и коррекции ошибок. Память дает возможность оператору использовать результаты прошлой деятельности в будущем при работе в системе. Без учета ее роли не может быть ни образования, ни возможности адаптации к изменению окружающей среды.

Анализ деятельности специалистов, работающих с радиоэлектронной аппаратурой, особенно с экранами индикаторов, дисплеев, свидетельствует, что когда к операторской деятельности подключаются люди, которые не имеют достаточных способностей для этой работы, то они не только значительно дольше и с большими трудностями овладевают этой специальности, а то и чаще делают ошибки и просчеты.

Под профессиональным отбором понимают процесс выбора из группы кандидатов к профессии лиц, от которых можно ожидать наиболее эффективного выполнения нужного объема работ. Суть профессионального отбора заключается в тщательном сравнению сути операторской деятельности и структуры личности кандидата.

В наше время разработаны основы комплексного инженерно-психологического подхода к профессиональному отбору. Во время отбора должны проявляться психологические качества, связанные с нейрофизиологическими особенностями человека, его потенциальной способностью овладеть необходимой системой знаний, умений и навыков, волевые способности лица. При этом учитывается выносливость, эмоциональность, убедительность, целеустремленность и т.д.

Профессиональный отбор может осуществляться следующими методами: стихийным, медицинским, конкурсным и инженерно-психологическим.

Во время стихийного отбора кандидаты на должность оператора назначаются из группы претендентов без учета его индивидуальных способностей.

Во время медицинского отбора учитывается только один фактор - состояние здоровья. За заключеням медицинской комиссии о пригодности к работе отобранные кандидаты могут назначаться на должности.

Во время конкурсного отбора кандидаты на должности операторов отбираются по результатам проверки их индивидуальных способностей путем проведения экзаменов или конкурса документов.

Наиболее соответствует потребностям профессионального отбора инженерно-психологический метод. В этом случае кандидаты на должность оператора отбираются с полным учетом антропологических, физиологических, психологических и других данных. В основе инженерно-психологического метода лежат два основных принципа: активность и этапность отбора. Под активностью отбора понимают не только факт отбора кандидатов на должности операторов, но и совершенствование методов обучения, а также органов управления. Основные направления: максимальное приспособление органов управления и рабочего места оператора функциональных характеристик человека, рациональная автоматизация управления, разработка алгоритмических систем обучения, оптимизация режимов тренировок, применение средств улучшения функциональных характеристик человека в связи с особенностями отдельного кандидата на профессию.

Под этапностью отбора понимают последовательность проведения этой работы. Широко применяется три этапный отбор.

Первый этап - отбор по выводам и медицинских комиссий. Его основная задача заключается в том, чтобы исключить лиц, которые по состоянию здоровья не могут выполнять те или иные функциональные обязанности оператора.

Во время второго этапа выясняется степень пригодности того или иного человека к выполнению данных профессиональных обязанностей.

Третий этап отбора является контролирующим. Его задача содержит:

- - своевременное выявление между работающими специалистами и теми, что учатся, лиц, которые не могут эффективно выполнять свои функциональные обязанности;

- - разработка методики обучения, адаптированной к данному кандидата (группы кандидатов).

Рассмотрим подробнее порядок отбора операторов на втором и третьем этапах. Задачей этих двух этапов является отбор кандидатов в операторы, которые:

- - имеют полученные до начала работы операторами навыки, влияющие на овладение профессией оператора;

- характеризуются достаточной скоростью получения навыков оператора.

При этом задача второго этапа состоит в том, чтобы свести к минимуму контингент лиц, которых привлекают к отбору на аппаратуре.

Задача третьего этапа заключается в том, чтобы с высокой степенью вероятности решить вопрос пригодности к труду существующей специальности кандидатов, прошедших второй этап отбора.

На втором этапе отбор кандидатов для работы заданным специальности проводится по результатам обследования с помощью психофизиологических тестов. В зависимости от качества выполнения каждого теста кандидат получает определенный балл. Сумма баллов, полученных при выполнении всех тестов, является критерием возможности использования кандидата для работы по специальности.

На третьем этапе основной является оценка деятельности кандидатов по результатам их труда в ситуациях, характерных для реальных условий труда. На этом этапе и фиксируются данные, которые позволяют сделать конечный отбор по возможностям кандидата в получении необходимых знаний.

С этой целью находят коэффициент обучения кандидата и начальный уровень подготовки к работе по данной специальности.

Все кандидаты проходят краткий курс обучения на местах работы. Они знакомятся с особенностями рабочего места, обязанностями, порядком работы и правилами безопасности. После кратковременного обучения проводится контрольный экзамен, по результатам которого и делаются выводы.

При необходимости формирования из кандидатов бригады, смены, отряда и др., целесообразно подбирать кандидатов с учетом психологической совместимости, которая предусматривает оптимальное сочетание людей. В основу положена общность цели, вкусов, привычек, сходство динамической направленности эмоционально-вегетативных реакций и т.д.

Профессиональная совместимость предусматривает включение в состав группы лиц, на подготовку которых требуются почти одинаковые затраты времени и средств.

Психологическая совместимость предполагает установление между лицами группы отношений, которые основаны на взаимопомощи и вниманию друг к другу. Хорошая психологическая совместимость индивидуумов в коллективе достигается, как правило, в том случае, когда уровень психомоторной и умственной деятельности у них достаточно большой и равнозначен. Удовлетворительная психологическая совместимость также при совместной деятельности лиц, которые имеют высокую скорость мысли и слабое моторное реагирования, с лицами, которые имеют лишь быстрое моторное реагирования.

Для формирования эмоциональной устойчивости в коллективе при распределении функциональных обязанностей между операторами по степени ответственности на более ответственные должности нужно назначать операторов, которые имеют высокую эмоциональную устойчивость. При возможности в составе группы нужно иметь несколько операторов с высокой эмоциональной устойчивостью, которые могли бы при возникновении стрессовой ситуации, психологической неустойчивости части операторов сохранять способность к правильному принятия решения и оперативного вмешательства. Правильное и разумное выполнение всех этих требований профессионального отбора позволяет отобрать и обучить специалистов и групп специалистов, которые способны обеспечить высочайшую работоспособность и необходимую надежность работы.