ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ
Что понимал Фома Аквинский под "справедливой ценой", богатством страны?
Итальянский епископ Фома Аквинский (1225-1274) - автор обширного сочинения по теологии, где обобщались канонические взгляды католической церкви. Ведущее место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся прежде всего на труды Аристотеля.
В период средневековья велись споры о том, какую цену следует считать "справедливой".
По утверждению Фомы Аквинского, "справедливая" цена должна соответствовать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством "труда и расходов". Во-вторых, "справедливой" является цена, что обеспечивает участникам обмена "пропитание" по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой - церковнослужителю, третий - феодалу.
В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка на случай возможных потерь товара.
Каноник признает справедливым получения добавки к первоначальной цены и прибыли, которая возникает в результате участия в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получения собственником земли рентного дохода дает ему возможность заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя "спасения других". Тот, кому суждено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего нет в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, государственные расходы допустимы. В таком случае взимание процента - компенсация за риск потери денежной ссуды.
Фома Аквинский считал, что деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Деньги создаются по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Он выступает против "порчи" денег, рекомендует собирать и хранить денежный запас. Каноник сторонник частной собственности, умножения и защиты.
Канонические рецепты и распоряжения определяют этику поведения (это - "греховно", а это - "надо Богу"). Они отвечают сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.
"Справедливые цены", за Фомой Аквинским, могут быть источником роста личной собственности и создания "умеренного" богатства, что не является греховным. Однако определение "справедливой цены" как расходов Фома Аквинский считает недостаточно исчерпывающим для характеристики этого термина. По его мнению, необходимо признать, что "продавец имеет право продавать вещи дороже, чем они стоят сами по себе" и при этом вещь не будет стоить дороже, чем стоит владельцу", в противном случае продавец несет убытки, потому что не получает вознаграждение, которое соответствует его социальному статусу.