СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Урок 28. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Цель: раскрыть закономерности развития науки, взаимодействия философии и образования; воспитывать уважение к деятелям науки и образования, сознательное отношение к получению образования на протяжении жизни.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: эвристическая беседа.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Изучение нового материала
1. Вступительная рассказ учителя.
- Великий педагог Я. А. Коменский писал: «Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей».
«Нет сокровищ, дороже образование, и, пока можешь, эти сокровища копи» - призвал средневековый поэт и философ Рудаки.
Образование по сути работает на будущее.
Когда рождается ребенок, говорят, что родился человек как биологическое существо; и никак нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического развития человека сочетается с обретением ею определенных социальных свойств и качеств, что характеризует ее как общественное существо. Другими словами, в процессе социализации, от рождения, формируется личность. Социализация обеспечивает усвоение широкого круга ценностей, понятий, ожиданий, на основе которых складывается жизнь людей. Более полувека назад Е. Дюркгейм отмечал, что основная функция образования - передавать ценности культуры, которая господствует. Сегодня в системе образования упор делается скорее на естественно-научных дисциплинах, чем на гуманитарных. Однако это не означает, что остается вне поля зрения задачи всестороннего развития личности. Воспитание молодежи в духе признания идеалов и культурных ценностей, сложившихся в обществе, помогает поддерживать социальный порядок. Именно обучение и воспитание является тем решающим средством, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, совершенствуют задатки и способности человека.
Образование имеет очень большое влияние на все виды деятельности человека. Многие ученики после окончания средней школы поступают в вузы для получения высшего образования, кто-то идет в техникумы и профтехучилища.
Образование - это залог социального и общественного признания человека в течение всей жизни, успеха и развития ее талантов, способностей, реализации ее надежд, мечтаний и надежд.
2. Доклады учащихся о различных системы образования.
1) «Система образования и Японии».
2) «Система образования в США».
3) «Финская модель образования».
4) «Болонский процесс в образовании и участие в нем Украины».
5) «Швейцарская система образования».
III. Усвоение знаний
Беседа
1) Приведите примеры дифференциации обучения в школах разных стран.
2) В чем проявляется практический характер обучения в развитых странах мира?
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Проработать текст учебника «Мир современного человека» на с. 125.