РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО
УРОК 29. ЖИВОТНОВОДСТВО. ЗОНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Ожидаемые результаты: ученик характеризует животноводство; приводит конкретные примеры изменений, происходящих в отрасли; показывает на карте зоны сельскохозяйственной специализации; составляет схему межотраслевых связей в сельском хозяйстве; анализирует статистические данные о сельскохозяйственное производство; оценивает проблемы, существующие в сельском хозяйстве.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник географии, атлас, тетрадь для практических работ, карта «Сельское хозяйство», карта «Агропромышленный комплекс», схема «Отраслевая структура животноводства», статистические данные о развитии отрасли.
Опорные понятия: сельское хозяйство, животноводство; сельскохозяйственные зоны, экстенсивный способ ведения хозяйства, интенсивный способ ведения хозяйства.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Географический диктант
Класс делится по рядам на два варианта, в каждом из которых различным сельскохозяйственным культурам соответствуют определенные цифры. Например: озимая пшеница - 1, 2; кукуруза - 3, 4; подсолнечник - 5, 6; сахарная свекла - 7, 8. В зависимости от ответа учащиеся должны написать определенную цифру.
Вопрос
1. Эту теплолюбивую культуру широко используют как продовольственную, техническую и кормовую.
2. Это главная зерновая культура.
3. Первое место по сбору этой культуры занимает Запорожская область.
4. Из этой культуры производят больше муки.
5. В отличие от большинства других сельскохозяйственных растений, валовой сбор этой культуры в последние годы увеличивается.
6. Большинство посевов этой культуры сосредоточены в лесостепной зоне.
7. В наиболее благоприятные годы урожайность этой культуры превышает 300 ц/га.
Ответы первого варианта: 3, 1, 5, 1, 5, 7, 7.
II. Мотивация учебной деятельности
Животноводство - это отрасль сельского хозяйства, обеспечивающая население продуктами питания, пищевую и легкую промышленность - сырьем, а растениеводство органическими удобрениями.
III. Актуализация опорных знаний
- Какие виды сельскохозяйственных животных вы знаете?
- Какую продукцию они дают?
- Какие продукты питания имеют животное происхождение?
- Почему продукция животноводства дороже, чем растениеводства?
IV. Изучение нового материала
1. Животноводство, его структура и география
Наибольшее значение имеет скотоводство и свиноводство. Скотоводство характеризуется территориальными различиями в специализации. В Полесье, лесостепной зоне и пригородных зонах - молочное и молочно-мясное скотоводство; в степной зоне - мясное и мясо-молочное.
Свиноводство наиболее интенсивно развивается вблизи крупных городов и центров пищевой промышленности, в районах развитого картофелеводства и фуражного зернового хозяйства (Винницкая, Черкасская, Одесская, Хмельницкая, Полтавская, Киевская области).
В степных районах юга Украины и в Карпатах распространено овцеводство.
Птицеводство, рыболовство, пчеловодство, кролиководство, шелководство, коневодство.
2. Зоны сельскохозяйственной специализации
Различия в специализации сельского хозяйства позволяют выделить три сельскохозяйственные зоны. Их границы близки к границам природных зон и имеют такие же названия: лесная, лесостепная, степная.
Характеристика сельскохозяйственных зон (составление обобщающей таблицы).
Кроме равнинных сельскохозяйственных зон, в Украине выделяют горные районы Крыма и Карпат.
Вокруг крупных городов сформировались пригородные сельскохозяйственные районы.
3. Проблемы и перспективы сельского хозяйства
В Украине происходят аграрные (в том числе земельный) реформы. Они предусматривают определение основных направлений экономических и правовых отношений в сельскохозяйственном производстве.
V. Закрепление материала
- Охарактеризуйте географию основных отраслей животноводства.
- Опишите специализацию лесной сельскохозяйственной зоны. Чем она объясняется? С чем связано формирование пригородных сельскохозяйственных районов? Какова их специализация?
- Какие цели аграрных реформ в Украине? Какие проблемы возникают во время их осуществления?
- Сравните специализацию двух сельскохозяйственных зон. Выявите признаки сходства и различия.
Практическая работа № 9 (вторая часть). Анализ статистических данных о производстве сельскохозяйственной продукции.
VI. Домашнее задание
Для записей: