УРОК 29. ГОСУДАРСТВА - СОСЕДИ УКРАИНЫ. РОССИЯ
Учебная цель: актуализировать знания учащихся о геополитическое положение Украины; объяснить особое значение для Украины партнерских отношений с соседскими странами; сформировать у учащихся общее представление о ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения и демографические проблемы России; дать оценку природных и социальных предпосылок развития хозяйства; развивать умения определять позитивные и негативные признаки ЭГП; воспитывать понимание объективности интеграционных процессов в Европе.
Оборудование: физическая карта Евразии, политическая карта Евразии, атласы, учебники.
Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, демографические проблемы.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Охарактеризуйте место Украины на политической карте Европы.
• Какие страны Европы являются крупнейшими торговыми партнерами Украины?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Чрезвычайно важными для социально-экономического развития страны является ее отношения с соседями первого порядка, то есть с теми, кто непосредственно с ней граничит. От этих стран зависит ее территориальная целостность, нерушимость границ, возможность взаимодействия с внешним миром. Экономическое сотрудничество с соседскими странами является особенно выгодным через территориальную близость и отсутствие третьей стороны во взаимоотношениях. Для Украины, которая интегрируется в европейское сообщество, трансграничное сотрудничество играет очень важную роль. Давайте узнаем подробнее, какие социально-экономические особенности присущие нашим ближайшим соседям. Начнем с России.
Украину и Россию связывает много общего: славянские корни, многовековая история, наконец, много километров общей границы. Сейчас обе страны связаны тесными экономическими, политическими, культурными отношениями, которые иногда становятся проблемными. Которыми являются экономико-географические особенности одной из крупнейших по площади, количеству населения и экономическому потенциалу страны мира - нашего соседа, мы должны узнать на двух ближайших уроках.
IV. Изучение нового материала
1. «Визитная карточка»
Официальное название - Российская Федерация. Площадь - 17 млн. км2. Население - 141,9 млн. человек (2009 г.). Столица - Москва. Постсоциалистическая страна с переходной экономикой. Президентско-парламентская республика, федеративное государство.
2. ЭГП
Задача 1. По картам атласа определите экономико-географическое положение России.
Россия - евроазиатская страна: 1/3 ее территории расположена в Восточной Европе, 2/3 - в Северной Азии. Калининградская область расположена на запад от основной территории страны и отделена от нее Латвией и Литвой. По суше Россия граничит с 14 государствами. 2/3 российских границ-морские. Выход к трем океанам.
Распад СССР изменил геополитическое положение России: возникли новые границы с суверенными государствами - бывшими республиками Советского Союза, ограничился выход к Балтийскому морю, а также к портам и военно-морских баз Черного моря. Политические и экономические изменения в регионе повлекших возникновение очагов нестабильности.
Задание 2 (работа в парах). Определите позитивные и негативные признаки ЭГП России.
3. Природно-ресурсный потенциал России
Задача 3. С помощью карт атласа и текста учебника дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.
Огромное разнообразие полезных ископаемых: запасы топливно-энергетических ресурсов (уголь, нефть и газ, торф, горючие сланцы, уран), богатая рудная база, разнообразное сырье для строительной и химической промышленности.
34 % ее территории покрыто лесами. Россия входит в пятерку стран мира, имеющих наибольшие запасы водных ресурсов (большая их часть сосредоточена в Сибири).
Разнообразие климата и природных зон определяет разнообразие агро-климатических условий для сельскохозяйственного использования территорий.
Выход к акватории трех океанов способствует освоению природных ресурсов Мирового океана.
4. Населения
Задача 4. Рассмотрите карты «Плотность населения», «Народы», «Урбанизация» и определите характеристики населения России.
Первый тип воспроизводства, естественный прирост отрицательный: -5 %, «старение нации». Размещено неравномерно. Средняя плотность около 8,3 особи/км2, в европейской части - 60 чел/км2 (в Московской области - 300 человек/км2), в арктической зоне, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке - от 1 до 5 человек/км2.
79,3 % жителя России проживают в европейской части.
Уровень урбанизации - 76 %, городов - «миллионеров» - 11. Городские агломерации вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары и Новосибирска.
Многонациональное государство (120 наций и народностей). Более 3/4 населения составляют русские. Среди других этносов наиболее многочисленны татары, украинцы (4,4 млн. человек - самая большая в мире украинская диаспора), чуваши, башкиры, белорусы и др. Государственный язык - русский, наиболее распространенные религии - православие и ислам. Миграционные потоки из бывших союзных республик.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задание 5. Сформулируйте основные демографические проблемы населения России.
Вопрос. Какими причинами обусловлена диспропорция в размещении населения России на востоке и западе? Развитию каких отраслей хозяйства способствует природно-ресурсный потенциал России?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Обозначить на контурной карте: а) пределы России; б) страны - соседи России.