Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МОДА доминирующая в определенной социальной общности совокупность привычек, вкусов, стандартов поведения, а также образцов предметов потребления, что, с одной стороны, соответствуют этим привычкам и вкусам, а с другой - определяют их характер. Поэтому новая М. всегда распространяется достаточно быстро и интенсивно.

М. находится в достаточно сложных взаимосвязях с обычаями и социальными нормами. Подобно им она выполняет регулятивную функцию, но в отличие от них не являются общ. признанной; она менее устойчива и более вариативна. А значит это - периодически и спонтанно возникающая массовая поведение, обусловленное культивированием потребности в определенных масс - культурных образцах.

М. может быть основой для формирования обычаев и традиций, хотя не любая М. приобретает такого сусп. значение. Это особый стойкий способ приобретения сообществом более совершенных, новых вкусов, обычаев, образцов как средства его самоутверждения в обществе. По этой причине М. часто функционирует в форме социального эпатажа и может в своих конкретных проявлениях приобретать не только субкультурного, но и контркультурного значение. Принадлежность индивида к носителям определенной М. формирует у него уверенное чувство групповой принадлежности и стремление принадлежать воспринимается как "требование" самой М, В результате этого М. образцы характеризуются как ценности, следование которым формирует стандартизированную поведение и объединяет ее последователей в хотя и неустойчивую, но группу. Характерным признаком такой группы является оценочное отношение к окружающей социальной среды как "консервативного", что в свою очередь вызывает обратную соответствующую оценку данного сообщества ее "оппонентами".

Наличие Г., таким образом, предопределяет функционирование широкого диапазона отношение к ней: от рабского поклонения до абсолютного отрицания.

Наличие у М. поведении элементов массовой культуры с развитой инфраструктурой (средства массовой коммуникации, дома моделей, шоу - бизнес и т.д.) способствует целенаправленному формированию М. вкусов и через пропаганду и дифференциацию массовой и т.н. высокого М. даже определенным образом влияет на социальную структуру общества, ибо формируются группы, которые обслуживают функционирование М.

М. является одним из явлений культуры и поэтому исследуется в рамках социологии культуры. Здесь изучаются прежде всего такие проблемы, как влияние М. на социальную стратификацию, формы М. коллективного поведения, социального престижа и контроля, социального символизма. Именно эти проблемы и расхождение во взглядах на них обусловливают различные теорет. подходы к их решению. Среди этих подходов наиболее распространенными являются: престижно - символ., по которой М. рассматривается как средство социального размежевания; эстетический, в русле которого М. интерпретируется как выражение эстетических вкусов определенного истор. времени; ценностно-ориентационный - М. толкуется как способ формирования поведения людей в зависимости от тех или иных систем ценностей; эротический - М. оценивается как возбуждающее средство привлечения внимания в зависимости от сексуальной ориентации; утилитарный - М. как стимулирующее средство в сфере в-ва и потребления.