Раздел 8
Политическая психология и ее роль в
политической деятельности
8.3. Особенности
и формы проявления политической психологии
Можно выделить по меньшей мере шесть
основных особенностей политической психологии как научно-прикладной дисциплины.
1. Формирование политической психологии
в процессе непосредственной общественно-политической деятельности, активности граждан,
их практического взаимодействия как между собой, так и с разными субъектами, институтами
власти. Поэтому изучать, анализировать политическую психологию можно именно с учетом
этих обстоятельств.
2. Отражение политических событий и
процессов, которое имеет фактически поверхностный характер. Политическую психологию нельзя
воспринимать упрощенно, однозначно, без соответствующего осмысления.
3. Доминирующая роль чувственных, эмоциональных
элементов сознания, а не рациональных. Поэтому политические процессы трудно
спрогнозировать, предвидеть их социальное значение.
4. Быстрая и чувствительная реакция человека
на смену политических условий, политической ситуации. Такая политическая мобильность свойственна
подавляющем большинстве субъектов политики.
5. Неоднозначное влияние различных
идеологий на людей, а точнее на формирование, существование политической психологии в
процессе столкновения, борьбы идеологий. Без такого столкновения политический процесс
вообще невозможно представить.
6. Отражение не перспективных,
будущих, а прежде всего сиюминутных, текущих интересов и потребностей людей. Поэтому политические
процессы, события всегда детерминированы во времени.
Формы проявления политической
психологии:
• политические ценности,
потребности, интересы, стремления, надежды, воля;
• политические ощущение,
эмоции, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии, мифы;
• привычки, навыки, традиции, нравы;
• внушение, убеждение,
подражание, слухи.
Некоторые из них (политические ценности,
потребности, политические взгляды, политические мифы, политические традиции) мы рассмотрели в
подразд. 2.2.
Политические интересы. Любой
коллективный интерес охватывает индивидуальные и групповые интересы. Коллективный
политический интерес лишь условно можно считать таковым, поскольку он никогда не
искусственным сочетанием политических интересов отдельных участников политической жизни.
Другое дело - попытаться отыскать в политическом интересе многих людей то
общее, единое, что объединяет их на определенный, иногда короткое время.
Политические интересы - это главные
побудительные мотивы политической деятельности, а также то, за счет чего субъекты
политического процесса - лица, социальные группы, классы, партии, движения, объединения -
проявляют свое отношение к материальному, социальной и духовной жизни. Такое
отношение является неоднозначным, а потому политические интересы классифицируют так:
индивидуальные, групповые, классовые, национальные, общественные; государственные, партийные,
отдельных общественных организаций и объединений; такие, что возникают стихийно или на
основе определенных разработанных программ; прогрессивные, реакционные, консервативные.
В зависимости от особенностей определенной
страны важнейшими политическими интересами могут стать интересы классов,
наций, национальных меньшинств, отдельных социальных, религиозных, этнических, демографических
групп (например, молодежи) и др.
Политические слухи. Общественное мнение,
понимание и отношение к политике, политических событий, явлений формируются не только за
счет существования официальной, зорганізованої информации, но и в значительной степени за
счет такого сложного социально-психологического явления, как слухи.
Слухи - специфическая форма недостоверной
или частично достоверной информации, поступающей от одного лица или группы
о определенные события или ситуации. В политике - это информация о политических событиях.
Политические слухи можно классифицировать
так:
• слухи-желания, слухи-пугала,
агрессивные слухи;
• абсолютно
недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия), правдоподобные,
достоверные (с элементами неправдоподобности);
• такие, что беспокоят
общественное мнение; вызывают лишь единичные или групповые антиобщественные настроения;
разрушают связи между людьми, группами;
• стихийные, умышленно сфабрикованы;
• такие, что распространяются
на малую группу или на большую аудиторию;
• имеющие высокую
вероятность возникновения, появление которых слишком маловероятна;
• производительные и непроизводительные.
Условность приведенной классификации
объясняется тем, что политические слухи зачастую находятся на грани, на переходе
из одной в другую, в зависимости от многих обстоятельств объективного и субъективного
характера.
Политические слухи имеют несколько этапов
своего влияния: операционный (воздействие субъекта), процессуальный (принятия или
неприятие слухи объектом), результат воздействия
(реакция объекта воздействия на слух).
Чаще всего политические слухи распространяют
с целью:
• усиление значения
(или наоборот) политической слухи среди общественности;
• определенного утверждения,
усиление авторитета (или наоборот) субъекта распространение политической слухи;
• желание предупредить
других о определенную опасность социального или иного характера.
Причин возникновения политических слухов
много, но основными из них являются недостаточная, необъективна осведомленность граждан
относительно общественно-политической жизни (дефицит надежной информации), низкая
коммуникативная культура общения и т.д. Характерной особенностью политических
слухов (как и слухов вообще) является то, что они в значительной степени самотранслюються, устно
передаются от субъекта к субъекту, а потому имеют большую мобильность. И именно
благодаря тому, что они в процессе распространения все больше субъективируются,
совершенствуются, политические слухи значительно влияют на психику людей - им часто
доверяют больше, чем объективной информации, существующим средствам информации.
Обычно на бытовом уровне слухи
чаще всего почти отождествляются со сплетнями, хотя многие специалисты по проблемам
зарубежной культуры под плотвой понимают сообщение вполне достоверной
информации приватного характера, которая не могла бы разглашаться, быть
доступной для широкой общественности.
Хотя в целом слухи являются определенным
компенсатором недостатка информации, они далеко не всегда играют положительную
роль, в частности в политическом процессе. Большинство специалистов (психологов,
социологов, политических психологов) сходится на том, что основными средствами
по профилактике слухов могли бы быть:
• поддержка высокого
уровня объективной информированности граждан о важнейшие вопросы, проблемы
жизни общества;
• снижение значимости
тех социальных объектов, событий, явлений, которые являются предметом или вокруг которых могут
возникать слухи;
• ведение необходимой
разъяснительной работы относительно опровержения или предупреждение уже существующих слухов
т.д.
Политическая психология и другие науки.
Политическая психология имеет определенные связи с другими науками, которые по-разному
влияют на нее, детерминируют, обусловливают ее состояние, дальнейшее развитие и перспективы.
Чтобы найти общее и выделить
особенное в психологии и других науках, следует постоянно совершенствовать научные
задачи и конкретный предмет исследования определенной науки.
Очевидно, что политическая психология
имеет много общего прежде всего с психологией и, в определенной степени является производной от
нее. Это объясняется тем, что предметом исследования психологической науки есть конкретные факты психологической деятельности,
психологические свойства личности (характер, темперамент, волевые качества и т.п.),
то есть психология изучает факты, закономерности, механизмы психики - внутреннего
мира человека.
Политическую психологию можно
рассматривать в контексте трех основных групп психических явлений: психических процессов;
психических состояний; психических свойств.
Поскольку наукой о закономерностях
становление социально-психологической реальности, о ее структуру, механизм
развития и функционирования является социальная психология, то именно она наиболее тесно
связана с политической психологией. Эти науки имеют во многом сходные
предмет и задачи, но самое важное то, что обе в тот или иной способ
касаются проблем общения, психологии личности, малой группы, принятие
решений и т.д.
Эффективность политики зависит непосредственно
от характера использования философского знания. Итак, политическая психология не
может развиваться как научная дисциплина без учета особенностей развития
такой философской науки, как философия политики, тем более что предметом этой
науки является политическая власть во всех ее формах. Поскольку последняя имеет целью раскрыть
общие закономерности политики, определить внутреннюю логику ее развития,
связи с другими сферами общественной жизни (экономической, духовной, социальной), то можно считать, что
философия политики изучает общее, тогда как политическая психология - особое, а
именно психологические особенности политических явлений, процессов и т.д.
Политическая психология функционирует и как
определенная составляющая социальной философии, поскольку содержит исследования общества,
социальных общностей и слоев, социальных действий и социальных взаимосвязей в
обществе.
Проблематика политической психологии
тесно связана с вопросами, которые исследует социология - наука об обществе.
С социологией политическую психологию объединяет изучение закономерностей, которые
наблюдаются в общественных явлениях, а также поведения отдельных субъектов
социально-политических процессов.
Еще теснее связь политической
психологии с политической социологией, поскольку ее предметом являются законы взаимодействия
всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политическими, социально-политическими
потребностями, интересами, деятельностью лиц, социальных групп, этносов (народов), их
организаций, движений, институтов.
3 другими науками политическую
психологию сближают определенное сходство, сходство понятийных аппаратов. Так,
понятийный аппарат политической психологии достаточно близок к понятийного аппарата
психологии, философии, политологии, социальной психологии и других научных
дисциплин. Однако он имеет и сугубо специфические понятия, особенность которых обусловлена
интеллектуально-чувственными качествами. Именно чувственное восприятие человеком
политической ситуации при
сводит
к тому, что в истории политики и политической деятельности существует так много логично
непонятных политических действий.