Раздел II
Культура Киевской
Руси
ВКЛАД КИЕВСКОЙ РУСИ В РАЗВИТИЕ
КУЛЬТУРЫ
Киевская Русь, освоив лучшие
достижения народов восточных славян, в течение IX-XII вв. выстроила самобытную и
высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии.
Многочисленные археологические находки и
письменные источники свидетельствуют о самобытности культуры Киевской Руси и
опровергают утверждения отдельных ученых о иностранные влияния на нее, которые
особенно были популярны среди ученых в XIX и в начале ХХ ст.
Длительное время считалось
аксиоматичным, что до Кирилла и Мефодия на территории Киевской Руси письменности
не было. Исследования последнего
времени
доказывают, что уже в III тысячелетии
до н. э. встречаются надписи на керамических изделиях, и таких немало памятников в музеях Украины. Много времени, сил и энергии поискам и дешифровке праславянского
письменности отдал В.
Даниленко.
Высокий образовательный уровень києворусичів
подтверждается большим
количеством письменных памятников и надписей на пряслицях, холодном оружии, берестяных грамотах, а также граффити в Софии Киевской и
Новгородской. За Владимира и Ярослава работали
школы. Родилась и утвердилась любовь к книге, образуются скриптории,
мастерские для переписки и оформления книги. Образуются библиотеки - первая
из них была при Софийском соборе в Киеве. Киевские князья были высокообразованными
людьми - “книголюбцями”. Так, Ярослав Мудрый, по свидетельству летописца, “почитая
часто в день и в нощи”,
был горячим сторонником
книги.
На основе богатой фольклорной
традиции развивается оригинальная литература. К сожалению, до наших дней дошло
мало светских произведений, но “Слово о полку Игореве” среди них занимает видное
место. Один из величайших светских произведений периода Киевской Руси - это
“Поучение” детям Владимира Мономаха, в котором он призывает их к миру и согласию
и подает идеализированный образ политика, государственного деятеля, воина.
Особым и своеобразным жанром в
литературе были “жития” святых; в них мы находим много информации о
социальные отношения, политическая жизнь, быт и культуру того времени.
Характерный памятник этого жанра - “Киево-Печерский Патерик”.
В оригинальных произведений литературы
принадлежат также летописи, которые представляют собой значительное явление не только в отечественной,
но и в мировой литературе. “Повесть
временных лет... откуда есть пошла Русская земля и кто в ней стал первее
княжить и откуда Русская земля стала есть” доносит до читателя идею патриотизма, величия, единства и независимости Русской земли.
Существенного развития получила устный
народное творчество, отражающее специфику мышления и язык народа. Самое яркое
это заметно в былинах: здесь образы богатырей - это олицетворение патриотизма и
мужества, героики
и безграничной
преданности Родине.
Вместе с народом и в народе жили
обрядовый фольклор, сказки, исторические предания, легенды, лирические песни,
пословицы, поговорки, загадки и др. Почти в первозданном виде до нас дошли
высокие образцы обрядовой поэзии - колядки и щедривки.
Широко бытовала в Киевской Руси
переводная литература: философские и богословские трактаты, апокрифы, романы и
повести, исторические хроники и избранное из них, так называемые Ізборники: “Хожденіе
богородицы по мукам”, “Александрия”, произведения Иосифа Флавия, Иоанна Малалы,
Георгия Амартола, Козьмы Індікоплова и др. Они существенно расширяли кругозор
и мировосприятия древнерусского читателя.
С принятием христианства
вытесняется традиционная деревянная архитектура, на смену ей приходит каменная,
византийского типа, которая частично вобрала в себя традиции зодчих Руси.
Сводятся Десятинная церковь, Софийский собор, церкви Кирилловская, Спаса на
Берестове, Выдубицкий монастыри и Лаврский в Киеве, Спасо-Преображенский,
Борисоглебский соборы и церковь Пятницы на торгу в Чернигове, а также соборы
в Новгороде, Пскове, Полоцке и других городах.
С каменной архитектурой на
Киевскую Русь приходит монументальная живопись фрески и мозаики. Наибольшая
количество их сохранилось в Софии Киевской церкви Спаса на Берестове.
Ценность софийских фресок заключается в том, что на них изображено много светских
тем из жизни києворусичів.
Высокого уровня развития достигло
декоративно-прикладное, прикладное и ювелирное искусство. Изделия мастеров
Киевской Руси были популярны не только на родине, но и за ее пределами. Это
преимущественно изделия из золота: бусы, колты, цепочки, серьги, диадемы,
браслеты, фибулы, кольца и др.
Культуре Киевской Руси присущи
также общие черты в разных областях духовной и материальной культуры - жизни,
одежде, вещах быта, декоративно-прикладном искусстве, обрядности, устной
народном творчестве, что на сегодня представляет для нас единую общность - культуру
В Киевской Руси.