Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел II

Культура Киевской Руси

 

ВКЛАД КИЕВСКОЙ РУСИ В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ

 

Киевская Русь, освоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение IX-XII вв. выстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии.

Многочисленные археологические находки и письменные источники свидетельствуют о самобытности культуры Киевской Руси и опровергают утверждения отдельных ученых о иностранные влияния на нее, которые особенно были популярны среди ученых в XIX и в начале ХХ ст.

Длительное время считалось аксиоматичным, что до Кирилла и Мефодия на территории Киевской Руси письменности не было. Исследования последнего

времени доказывают, что уже в III тысячелетии до н. э. встречаются надписи на керамических изделиях, и таких немало памятников в музеях Украины. Много времени, сил и энергии поискам и дешифровке праславянского письменности отдал В. Даниленко.

Высокий образовательный уровень києворусичів подтверждается большим количеством письменных памятников и надписей на пряслицях, холодном оружии, берестяных грамотах, а также граффити в Софии Киевской и Новгородской. За Владимира и Ярослава работали школы. Родилась и утвердилась любовь к книге, образуются скриптории, мастерские для переписки и оформления книги. Образуются библиотеки - первая из них была при Софийском соборе в Киеве. Киевские князья были высокообразованными людьми - “книголюбцями”. Так, Ярослав Мудрый, по свидетельству летописца, “почитая часто в день и в нощи”, был горячим сторонником книги.

На основе богатой фольклорной традиции развивается оригинальная литература. К сожалению, до наших дней дошло мало светских произведений, но “Слово о полку Игореве” среди них занимает видное место. Один из величайших светских произведений периода Киевской Руси - это “Поучение” детям Владимира Мономаха, в котором он призывает их к миру и согласию и подает идеализированный образ политика, государственного деятеля, воина.

Особым и своеобразным жанром в литературе были “жития” святых; в них мы находим много информации о социальные отношения, политическая жизнь, быт и культуру того времени. Характерный памятник этого жанра - “Киево-Печерский Патерик”.

В оригинальных произведений литературы принадлежат также летописи, которые представляют собой значительное явление не только в отечественной, но и в мировой литературе. “Повесть временных лет... откуда есть пошла Русская земля и кто в ней стал первее княжить и откуда Русская земля стала есть” доносит до читателя идею патриотизма, величия, единства и независимости Русской земли.

Существенного развития получила устный народное творчество, отражающее специфику мышления и язык народа. Самое яркое это заметно в былинах: здесь образы богатырей - это олицетворение патриотизма и мужества, героики

и безграничной преданности Родине.

Вместе с народом и в народе жили обрядовый фольклор, сказки, исторические предания, легенды, лирические песни, пословицы, поговорки, загадки и др. Почти в первозданном виде до нас дошли высокие образцы обрядовой поэзии - колядки и щедривки.

Широко бытовала в Киевской Руси переводная литература: философские и богословские трактаты, апокрифы, романы и повести, исторические хроники и избранное из них, так называемые Ізборники: “Хожденіе богородицы по мукам”, “Александрия”, произведения Иосифа Флавия, Иоанна Малалы, Георгия Амартола, Козьмы Індікоплова и др. Они существенно расширяли кругозор и мировосприятия древнерусского читателя.

С принятием христианства вытесняется традиционная деревянная архитектура, на смену ей приходит каменная, византийского типа, которая частично вобрала в себя традиции зодчих Руси. Сводятся Десятинная церковь, Софийский собор, церкви Кирилловская, Спаса на Берестове, Выдубицкий монастыри и Лаврский в Киеве, Спасо-Преображенский, Борисоглебский соборы и церковь Пятницы на торгу в Чернигове, а также соборы в Новгороде, Пскове, Полоцке и других городах.

С каменной архитектурой на Киевскую Русь приходит монументальная живопись фрески и мозаики. Наибольшая количество их сохранилось в Софии Киевской церкви Спаса на Берестове. Ценность софийских фресок заключается в том, что на них изображено много светских тем из жизни києворусичів.

Высокого уровня развития достигло декоративно-прикладное, прикладное и ювелирное искусство. Изделия мастеров Киевской Руси были популярны не только на родине, но и за ее пределами. Это преимущественно изделия из золота: бусы, колты, цепочки, серьги, диадемы, браслеты, фибулы, кольца и др.

Культуре Киевской Руси присущи также общие черты в разных областях духовной и материальной культуры - жизни, одежде, вещах быта, декоративно-прикладном искусстве, обрядности, устной народном творчестве, что на сегодня представляет для нас единую общность - культуру В Киевской Руси.