ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ*
Практическая работа № 3
Тема. Изучение одного из изопроцесса. Опытная проверка процесса ізобарного
Цель: научиться исследовать изобарный процесс и проверить выполнение закона Гей-Люссака.
Оборудование: стеклянная трубка длиной 60 см и диаметром 8-10 мм, запаянная с одного конца; цилиндрический сосуд высотой 60 см и диаметром 40-50 мм, наполненный горячей водой (t -50 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин; линейка; термометр.
Теоретические сведения
Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном давлении называют ізобарним (от греческого слова «барос» - вес). Изобарный процесс описывается законом Гей-Люссака, который является следствием уравнения состояния идеального состояния при р = const и имеет вид:
что эквивалентно
Чтобы проверить закон Гей-Люссака, необходимо измерить объем и температуру газа в двух состояниях при постоянном давлении и сравнить отношение V1/V2 и T1/T2. Это можно сделать, используя воздух при атмосферном давлении.
Рис. 1
Стеклянную трубку открытым концом вверх погружают почти полностью на 3-5 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой (рис. 1, а). В этом случае объем воздуха V1 равен объему стеклянной трубки, а температура - температуре горячей воды Т1. Это первое состояние воздуха. Чтобы во время перехода воздуха в второе состояние его количество не изменилось, открытый конец трубки, находящийся в горячей воде, закрывают пластилином. После этого трубку вынимают из горячей воды и закрытый пластилином конец быстро погружают в стакан с водой комнатной температуры (рис. 1, б), а затем под водой снимают пластилин.
По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься. После прекращения подъема воды в трубке давление воздуха в ней установится в зависимости от уровней воды в стакане и в трубке. Чтобы давление в трубке был равный атмосферному, нужно выровнять уровни воды в стакане и в трубке (рис. 1, в). В этом случае объем воздуха в трубке будет равна V2 V1, а температура равна комнатной температуре Т2 Т1. Это будет второе состояние воздуха в трубке.
Отношение объемов по воздуха в трубке в первом и втором состояниях можно заменить отношением длин столбов воздуха в двух состояниях, потому что сечение трубки одинаков по всей ее длине Поэтому в работе следует сравнить отношение Длину воздушного столба измеряют линейкой, а температуру - термометром.
ХОД РАБОТЫ
1. Подготовить тетрадь к работе (также начертить таблицу).
l1, мм |
l2, мм |
t1, °С |
t2, °С |
T1, К |
T2, К |
l1/l2 |
ε1 |
Δ1 |
T1/T2 |
ε2 |
Δ2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Подготовить стакан с водой комнатной температуры и сосуд с горячей водой.
3. Измерить длину l1 стеклянной трубки и температуру горячей воды t1 в цилиндрической емкости.
4. Стеклянную трубку открытым концом вверх погружают почти полностью на 3-5 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой (рис. 1, а) и закрыть ее герметично кусочком пластилина.
5. Трубку вынимают из горячей воды и закрытый пластилином конец быстро погружают в стакан с водой комнатной температуры (рис. 1,6), а потом под водой снимают пластилин.
6. После того как уровень воды в трубке установится, нужно путем изменения глубины выровнять уровни воды в трубке и стакане (рис. 1, в).
7. Измерить длину l2 воздушного столба и температуру воды t2 в стакане с водой.
8. Вычислить отношение l1/l2 и T1/T2, относительные (ε1 и ε2) и абсолютные (Δ1 и Δ2) погрешности измерений этих отношений по формулам:
где Δl = 1,5 мм и ΔT = 1,5 К.
9. Сравнить отношение l1/l2 и T1/T2 и сделать записи вычислений в таблицу.
10. Сделать вывод о справедливости закона Гей-Люссака.
Контрольные вопросы
1. Почему после погружения трубки в стакан с водой комнатной температуры вода в трубке поднимается?
2. Почему в случае, когда уровни воды в стакане и в трубке одинаковые, давление воздуха в трубке равно атмосферному?
3. От чего зависит точность выполнения закона Гей-Люссака?