Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

 

УРОК № 27

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными причины

 

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить определять вид придаточной части (придаточное причины), разграничивать союзы и союзные слова; научить сопоставлять подчинительные союзы в русском и украинском языках; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

Пословица

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают предложения или записывают их на доске.)

2. Беседа с учащимися.

1) Какие существуют сложные предложения?

2) На какие виды делятся придаточные обстоятельственные?

3) На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?

4) На какие вопросы отвечают придаточные образа действия?

5) Какие союзы или союзные слова используются в придаточных образа действия?

3. Творческий диктант.

•     Запишите выражения; устно замените их другими, сходными по значению; используя данные выражения, составьте сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным; выделите грамматическую основу.

Образец: сложить оружие — сдаться.

Пыль в глаза пускать, загребать жар чужими руками, сесть в калошу, смотреть сквозь пальцы, сложить голову, развесить уши, лезть на рожон, набить руку, терять голову, прикусить язык, пропустить мимо ушей, выйти сухим из воды, не ударить в грязь лицом.

4. Лингвистическое наблюдение.

•     Прочитайте предложения; чем они отличаются по структуре?

1) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.

2) Зная его характер, я не удивился его поступку.

— Почему придаточное предложение выражает значение причины точнее, чем деепричастный оборот?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Придаточное предложение причины раскрывает причину того, о чем говорится в главном предложении. Присоединяется к главному предложению с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, затем что, из-за того что. Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Нельзя жить только сегодняшним (почему?), ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее.

Составные причинные союзы, за исключением так как, могут делиться. Запятая ставится перед второй частью союза, если на первую падает логическое ударение.

Так как дождей не было в течение месяца, трава высохла и пожелтела.

Слетает снег от ветра и оттого (отчего?), что по соснам бегают белки.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Анализ языковых явлений.

•     Запишите предложения, найдите придаточные причины; расставьте запятые, отметьте союзы; составьте схемы 1, 3, 4 предложений.

1) Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги.

2) Наташа заревела как ребенок только оттого что Соня плакала.

3) Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.

4) Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

5) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги то он не мог не обратить на нее внимания.

6) Благодаря тому что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево.

7) Он был мрачен не только потому что сам вынужден остаться а и по потому что из-за него оставались мать и сестра.

8) Я поправился и так как погода улучшилась хожу на охоту один.

9) Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе потому что человек становится выше ростом оттого что тянется вверх.

— Какие союзы употребляются только в книжной речи?

3. Лингвистическое моделирование.

•     Из двух предложений составьте сложноподчиненное с придаточными причины; выделите грамматическую основу и союзы.

1) Не будьте равнодушны. Равнодушие смертельно для души человека.

2) Трусливый друг страшнее врага. Врага опасаешься, а на друга надеешься.

3) Не открывайте вашей досады злому человеку. Он никогда вас не утешит.

4) Ничего не откладывай на после. После тебе легче не будет.

5) Не стремись знать все. Стремись не стать во всем невеждой.

6) Истина оттого не перестает быть истиной. Она бесконечно повторяется.

4. Решение лингвистической задачи.

•     Решите лингвистическую задачу; запишите свой ответ, используя сложноподчиненные предложения с придаточными причины (например, художник Рыжов имеет ... волосы, потому что...).

В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но что ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия»,— заметил черноволосый. «Ты прав»,— сказал Белов. Каков цвет волос у художника?

Ответ: художник Рыжов имеет черные волосы, скульптор Белов — рыжие, а скрипач Чернов — белые.

5. Перевод с украинского языка на русский.

•     Переведите предложения на русский язык, расставьте знаки препинания; обратите внимание на перевод союзов и союзных слов.

1) І хотілось цілувати руки матері твоєї що таку тебе вродила що таку тебе зростила у підгір’ї між ялин.

2) Земля прекрасна тому що в ній живуть дзвінкоголосі малюки.

3) Що ти любиш мене та жалуєш від того і я така веселенька.

4) Від того що сонце ніколи не заглядало в це тісне місце дощова вода нікуди не стікала тут завсіди було вогко.

5) Степ для них давно мов рідний брат бо в такім степу серцям не вузько.

6) Там батько ходить з сонячним чолом бо сонце чуб на промені позичило.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Какие существуют виды придаточных обстоятельственных?

2) На какие вопросы отвечает придаточное причины?

3) Какими союзами или союзными словами скрепляется придаточное причины с главным предложением?

4) На что указывает придаточное причины?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 5 сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.