МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 28
Тема. Лиственные и хвойные растения
Цель: расширять представление учащихся о многообразии растений; учить сравнивать лиственные и хвойные растения, различать растения по виду, за листьями; развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение работать в группах, парах; воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Работа над загадками
• Летом одевается, а зимой одежды чурается. (Дерево с листьями)
• Зимой черный, весной и летом зеленый, а осенью желтый. (Лес)
• Кто на зиму раздевается, а на лето одевается? (Лиственные деревья)
• Зимой спит, а летом шумит. (Дерево)
• Немаленький вырастает,
Мощь с годами набирает.
Может жить сотни лет,
Имеет огромный род. (Дуб)
• У нее красивые, пышные ветви,
И колючек не счесть...
Не равнодушна к украшениям,
На праздники спешит к нам. (Ель)
На доске - слова: лес, деревья, дуб, ель.
- Как взаимосвязаны эти слова?
- Сегодня мы поговорим о многообразии растений, узнаем, как их классифицируют.
III. Изучение нового материала
1. Ознакомление с понятием «хвойные и лиственные деревья»
- Посмотрите внимательно на таблицу «Растения. Деревья». Все деревья можно разделить на две группы: хвойные и лиственные. Лиственные деревья на веточках имеют плоские зеленые листочки, большие, как ладошка у человека (например, дуб, береза, тополь, акация, яблоня и др.). Лиственные деревья сбрасывают листья осенью, а весной у них вырастают новые молодые листья. Хвойные деревья вместо листьев имеют зеленые иголочки (например, ель, сосна, кипарис). На зиму эти деревья не сбрасывают листочки. О них говорят вечнозеленые, потому что вместо одних игл сразу вырастают новые, а нам кажется, что они всегда зеленые.
На доске - слова лиственные, хвойные.
- Сравните листовую пластинку и хвою.
- Чем они отличаются? Какие хвойные деревья вам известны?
2. Знакомство с хвойными деревьями
Елку мы сначала
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки -
Значит, это елочки.
А когда на веточку ели
Мы немного лучше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
- Елочный лес называется ялинником. У дерева острая верхушка, вниз крона расширяется. Любит влагу. Колючие хвоинки, одиночные. Крона густая, дает сильную тень. Живет ель 300500 лет. Из древесины ели изготавливают бумагу, искусственный шелк.
►► Загадка
Снег ее не напугает,
И на жару не реагирует.
Зеленеет даже зимой,
Имеет с иголочек платочек. (Сосна)
- Сосновый лес называется бором. Сосна любит свет. Хвоинки растут в паре. Сосна растет на любой почве. В сосновом лесу целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом.
Есть у родственницы елки
Неколючими иголочки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
- Осенью золотые хвоинки лиственницы, как листья, падают на землю. Отсюда и возникло русское название дерева «техники». Хвоинки собраны в пучки по 20-60 штук. Светолюбива. Древесина не гниет.
Пихта (пихта) и кедр - тоже хвойные деревья.
►► Физкультминутка
Травка низенько-низенько,
Деревья высоко-высоко.
Ветер деревья колышет, колышет,
То вправо, то влево наклоняет,
То вперед, то назад.
Птички летят, улетают.
А дети тихонько за парты садятся.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Работа по рисункам
- Рассмотрите рисунки. Попробуйте определить время года по разным деревьями.
- Как называют деревья, у которых есть листья? Выберите правильный ответ: хвойные, лиственные.
- Что такое листопад? (Ноябрь - средство приспособления растений к суровым условиям зимы.)
- Зачем деревьям нужен ноябрь?
• Защита дерева от зимней засухи, ведь листья испаряют много влаги.
• Избавление дерева от ядовитых веществ из земли и воздуха.
• Защита тонких и хрупких веток от тяжести снега.
2. Игра «Учимся различать хвойные и лиственные деревья»
Учитель сообщает учащимся названия деревьев. Дети рассматривают иллюстрацию дерева, определяют его вид, аргументируя свое мнение.
Названия деревьев: кипарис, дуб, ива, береза, тополь, сосна, калина, каштан, ель.
3. Игра «Найди плод и листик от дерева»
Ученики рассматривают рисунок, находят листья и плоды от деревьев (дуб, береза, ель, каштан, сосна, рябина, клен), соединяют их стрелками, классифицируют деревья на лиственные и хвойные. В конце работы учащиеся выясняют значение деревьев в жизни человека, животных, делают вывод о необходимости бережного отношения человека к деревьев и других растений, высадка новых деревьев.
4. Кроссворд «С какого дерева листочек»?
Ответы: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Клен. 4. Ель.
5. Игра «Что лишнее?»
6. Блицопрос
1) Как правильно назвать лист хвойного дерева?
а) Колючка;
б) игла;
в) хвоїнка.
2) Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму?
а) Сосна;
б) лиственница;
в) ель.
7. Сообщение о некоторые деревья
Выходят дети в соответствующих костюмах и представляют подготовленные заранее сообщения.
Береза. Белоснежная береза... Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто о ней упоминают в сказках, загадках, поговорках. С березы производят фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовый природный бумага! У березы есть полезный сок.
Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его глубоко уходят в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину из дуба производили корабли, а сейчас - мебель, паркет, грузовые вагоны. Кору применяют в кожевенной делу, а если положить несколько листьев в банку с солеными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Клен. Клен - желанный гость всех парков и улиц городов. его резное листьев такое красивое во время осеннего листопада! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении, а также изготавливают музыкальные инструменты. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества. Листья у клена осенью краснеет.
Ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним в канун нового года до наших домов приходит сказка. В еловом лесу можно укрыться в жаркий день, потому что в нем всегда сумрачно и прохладно. Живут ели очень долго - до 200 лет. Из эластичной древесины изготавливают скрипки, мебель, бумага. Возможно, книга, что лежит у вас на столе, сделана из ели.
- Все деревья - и хвойные, и лиственные - нужно беречь. Без них наша планета была бы мертвою. не уютно стало нам всем, не было бы такой красоты и, конечно, чистого воздуха.
V. Итог урока
- С какими двумя группами растений мы познакомились на уроке?
- Какие главные признаки лиственных и хвойных деревьев вы запомнили?
- Какое дерево применяют для изготовления лыж?
- У какого дерева осенью листья краснеют?
- Из какого дерева производят музыкальные инструменты?
- У какого дерева есть сладкий сок?