УРОК 28. ОСОБЕННОСТИ ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА И ЖИВОТНОГО МИРА АВСТРАЛИИ. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКОМ
Учебная цель: сформировать систему знаний об особенностях почвенно-растительного покрова и животного мира, природные зоны Австралии, влияние человека на природу материка; способствовать пониманию размещения природных зон на материке, своеобразия органического мира, совершенствовать практические умения работать с тематическими картами атласа, различными источниками географических знаний.
Оборудование: физическая карта Австралии, иллюстративные (видео)материалы природы и представителей органического мира материка, энциклопедии, справочники, учебники, атласы.
Основные понятия: реликты, эндемики, сумчатые животные, яйцекладні животные, влажные тропические вечнозеленые леса, саванны и редколесья, скрэб, пустыни и полупустыни.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Беседа
• В чем заключаются главные особенности климата Австралии? Какими факторами они обусловлены?
• В каких климатических поясах расположена Австралия? Какие типы климата им свойственны?
• Почему в Австралии существует проблема водоснабжения?
2. Проблемные вопросы
• Как бы изменился климат Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет был расположен не на востоке, а на западе материка?
• Как бы изменился климат Австралии, если бы посередине ее пересекал не Южный тропик, а параллель 40° ю. ш.?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
С каждым уроком австралийский континент постепенно открывает вам свои тайны: особенности климата и рек материка непосредственно связаны с его географическим положением в Южном полушарии, особенности рельефа с геологической историей развития материка. Однако европейцам, которые впервые увидели неизвестных животных и растений в Австралии, очень долго было непонятным причине их необычности. Сегодня на уроке вы сможете найти объяснение чрезвычайной своеобразия органического мира материка.
ИV. Изучение нового материала
1. Уникальность и своеобразие органического мира австралии
Поскольку австралийский континент длительное время находился в условиях изоляции от других частей земного шара, здесь сформировался неповторимый и своеобразный органический мир. Много видов животных и растений Австралии являются эндемиками и реликтами.
Эндемики (греч. endemos - «местный») - растения и животные, которые живут лишь в определенном, относительно ограниченном районе или группе районов.
Реликты (лат. reliotus - «оставленный») - виды растений и животных, остатки древней флоры и фауны, сохранившихся доныне.
Сообщения учащихся
На материке растут 13 тыс. видов растений, из них 3/4 - эндемичные. Среди эндемиков многие виды эвкалиптов и акаций. Поскольку климат большей части территории Австралии отличается сухостью, в ее флоре преобладают сухолюбни растения: особые злаки, эвкалипты, зонтичные акации, бутылочное дерево и др.
Среди огромного количества животных Австралии 9/10 видов эндемичны. Здесь сохранились животные, которые давно вымерли на других материках. Это прежде всего сумчатые (кенгуру, коала, вомбат, сумчатые волк, крот, барсук, белка и т.д.) и яйцекладні (ехидна, утконос). На материке в естественном состоянии нет высших плацентарных млекопитающих: отсутствуют хищники (кроме дикой собаки динго), копытные, обезьяны.
2. Природные зоны
В размещении природных зон Австралии четко прослеживается широтная зональность. Высотная поясность выражена только в Австралийских Альпах на юго-востоке материка. Наибольшие площади на материке занимает зона тропических пустынь и полупустынь со скудной растительностью на красновато-бурых, часто засоленных почвах, местами на сероземах. Среди растений распространены колючие вечнозеленые кустарники из эвкалиптов и акаций - скрэб. На полуострове Кейп-Йорк и восточном побережье материка сформировалась зона влажных и переменно-влажных тропических лесов. Большие пространства на севере, востоке и юго-западе материка занимают саванны и редколесья. Для этой зоны характерны кустарниковые эвкалипты, акации, казуарины с безлистковими нитевидными ветвями на красно - бурых и красно-коричневых почвах. Здесь обитают кенгуру, валлаби, вомбат, барсук, сумчатый муравьед, страус эму. Незначительную территорию на юге субтропического пояса занимают вечнозеленые твердолиственные леса и кустарники на желтоземы и красноземах.
3. Изменение природы материка человеком
Более 1200 охраняемых территорий имеют статус биосферных, национальных парков и заповедников.
V. Закрепление изученного материала
1. Географический практикум
Используя текст параграфа и карты атласа, составьте краткую характеристику природных зон Австралии. Результаты занесите в таблицу. (Выполняется по вариантам, по одной природной зоне.)
Название природной зоны |
Географическое положение |
Особенности климата |
Почвы |
Представители растительного
мира |
Представители животного
мира |
|
|
|
|
|
|
2. Вопрос
• В чем заключается своеобразие животного и растительного мира Австралии?
• В чем заключаются особенности размещения природных зон на территории Австралии? Какие природные зоны в Австралии занимают наибольшие площади? Почему?
• Чем пустыни Австралии отличаются от африканских пустынь? Почему пустынями Австралии приходится путешествовать, вооружившись топором или специальным ножом?
• Почему австралийское правительство в наше время строго контролирует как вывоза, так и ввоза представителей растительного мира на территории материка? Почему животный и растительный мир острова Тасмания имеет как сходные, так и отличительные признаки с животным и растительным миром Австралии?
• Какие виды хозяйственной деятельности людей повлияли на изменение природы Австралии?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Закончить характеристику природных зон Австралии (таблицу).
• Составить кроссворд из 10-12 вопросов по теме «Растительный и животный мир Австралии».
• Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение по теме: «Национальный парк Косцюшко», «Экологические проблемы Австралии».