Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Простое осложненное предложение

Задачи и упражнения для самоконтроля

1. Найдите однородные члены. Определите, какими членами предложения они являются и как выраженную связь между ними. Объясните наличие или отсутствие знаков препинания при однородных членах.

І.1. В селе бежали с дворов навстречу чумакам девушки, дети, почтенные деды с палками (С. Васильченко). 2. Льдина хорошая, тяжелая, толстая, прочная (В. Винниченко), 3. Я весь время дрожал от напряжения, от усталости, от испуга (В. Нестайко). 4. В борозде, в зерне, в колоссі я родительский следует познаю (Г. Сингаевский). 5. Музыка льется в глубину небес плавно, величественно, гармонично (Я. Гримайло). 6. Здесь строятся не приюты какие-то, а дома (М. Коцюбинский). 7. Ночь темная, но тихая (И. Нечуй-Левицкий). 8. Сама бы учила, так не знала (Т. Шевченко). 9. Улыбка острая, а однако печальная (Леся Украинка). 10. Течет вода в синее море, и не вытекает (Т. Шевченко). 11. В песнях и труд, и даль похода, и печаль, и смех, и любовь, и гнев великого народа, и за народ пролитая кровь (М. Рыльский). 12. Чернеет поле, и лес, и горы... (Т. Шевченко). 13. Среди ив, и груш, и яворины черные крыши глипають, нагнувшись (И. Франко). 14. Лишь несколько стригунців не хотят ни овса, ни сна, ни покоя (М. Рыльский). II. 1. Наука требует жертв и великой любви (А. Копыленко). 2. Здесь небо синее и синие глаза в затурбованих людей (Б.-И. Антоныч). С. На ходу Соломия выдергивала стебель или корень водоросли (Г. Коцюбинский). 4. Нацепил на дротынци котелок с водой и вари себе кашу, галушки или кашу (Г. Тютюнник). 5. Село купается в тепле, солнце, медном перезвони и веселом пении веснушек (Г. Стельмах). 6. Сядем здесь, отдохнем, дружище, разослав на камень шинель (Остап Вишня). 7. Черт не черт, людей таких редко (Народное творчество). 8. Побираться бедолага и днюет и ночует (Т. Шевченко). 9. Она стояла ни жива ни мертва (И. Нечуй-Левицкий). 10. Он стоял ни в сих ни в тех (Л. Костенко). 11. Ни бе ни ме ни кукуріку (Народная творчество).

2. Найдите обособленные и необособленные согласованные определения, объясните знаки препинания при них.

I. 1. Это был хрупкий, бледненький подросток, мало похожий на сельских мальчишек (В. Земляк). 2. Он продолжал с Савкой свой разговор, обидную и горькую для нас (В. Довженко). 3. Цветет земля, задивлена в свободу (Л. Костенко). 4. Жатва ежегодно имели свою пору, освященную праздниками, овеянную песнями (В. Самчук).

II. 1. Мирослава отерла слезы со своих глаз и полным любви взглядом глянула на Максима (И. Франко). 2. Поливані без перерыва склоны медленно покрывались ровным, словно выточенным слоем блестящей скользкой наледи (Я. Качура). 3. Освещенные солнцем склоны светятся изумрудом (В. Шевчук). 4. Облепленный снегом, берест так слился со всем белым навколишшям, что Саша сразу его не заметил (Г. Винграновский). 5. Утомленный борьбой со скалами, Днепр расправлял и гладил здесь свои сбитые в водоскрутні воды и расстилал их широкой ровной голубой пеленой (А. Коптилов). 6. Юра проходит сквозь заросшие, лицо попечене крапивой, руки исцарапаны в кровь, штанишки и чулки разорванные. Но, одышливый и обессиленный, Юра останавливается только под самой стеной (Ю. Смолич). 7. Никогда еще не было у него учеников таких целеустремленных и трудолюбивых. 8. Тимка стоял перед ним одышливый и гневный (Гр. Тютюнник). 9. Сонный ребенок тихо лежала перед ним растрепанная, разбросанная (Панас Мирный). 10. Малый Мирон один сидит спокойный, почти веселый (И. Франко).

3. Перепишите. Поставьте запятые между словами, связанными сочинительным связью, и выделите из обеих сторон запятыми только те слова, стоящие вне грамматическим связью.

И.1. В небе солнце и весна и журавлиный крик (О. Підсуха). 2. И смотрит на очертания планеты высот космических первый космонавт (Л. Дмитерко). 3.Осінній холодок над жаждущей землей шатер гаптоване широко распял (Г. Рыльский). 4. Скупое лучи осеннего солнца самітньо отсвечивает немощной прозолотою на белом теле берез (В. Донченко). 5. Под самим домом росли красные белые розовые маки (И. Нечуй-Левицкий). 6. Над крыльцом висели тяжелые грозди связанной в пучки калины (Г. Стельмах). 7. Без языка родного молодой человек и народа нашего нет (В. Сосюра). 8. Горных вершин достигают к сожалению не только орлы (А.довженко).

II. 1. Мы в борьбе прошли сквозь бури и невзгоды и творим жизнь незборне, молодое (В. Сосюра). 2. Край мой. Люблю я тебя днем и ночью утром и вечером и не знаю краю своей любви (Панас Мирный). 3. Солнце поливало землю розовым миром и нежно цілувало тысячами своих горячих искорок (Панас Мирный). 4. Девушки подбирали выкопанные свеклу и, обрезав ботву складывали в кучи (О.Доменко). 5. Иногда глубокую тишину нарушает стук дятла или шорох сбитой белкой кедровой шишки (О. Донченко). 6. Узенькая тропинка исчезал время среди каменной пустыни или пряталась под выступом скалы (Г. Коцюбинский). 7. Старый отец сидит возле дома и учит внука маленького лбом отдавать (Т. Шевченко). 8. Течет вода в синее море и не вытекает (Т. Шевченко).

4. Расставляя пропущенные знаки препинания, выпишите предложения с союзом и (и й) в таком порядке: а) простые предложения с однородными членами, б) сложные предложения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, апостроф.

1. Старом и слабом веки, как малому. 2. Сало гамкнув и на кота зв...рнув. 3. Пр ровнял... св...ню к лошади и шерсть не такая. 4. Пошел глеч... к за водой и пропал там с головой, 5. М...яко стелит да твердо спать. 6. Слез кот на сало и кр...чить: «Мало!» 7. Чует кот в глеч...ку молоко сладкое и морда короткая. 8. Вышли же...нци в полежать и забыли с...рпи взять. 9. В Сера глаз одолжил и безразлично! 10. Заработай кровно и...ешь, наверное. 11. Слова ласковые и мысли лукавые. 12. Ума палата да ключ от нее загубл...ный. 13. Лучше без...чери ложиться и без долгов вставать. 14. Не лінися рано вставать и смолоду больше знать. 15. Не журись и за дело ...рысь. 16. Намірся и не ударь. 17. Он бы и рад косить да некому косу носить (Народное творчество).

5. Перепишите, расставляя пропущенные разделительные знаки. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, апостроф, раскройте скобки.

1. В п...чи то бухнуло заш...пило зас.чало (Г. Коцюбинский). 2. Индюк крут...ться и дуется иволга л...тить смеется. Обезьяна пл...ет стр...бає мышка из норки выглядит (О. Олесь). З.Ну, и бабушка хоть и была замотана в платок а показала себя молодчиной (В. Винниченко). 4.И в прихожей и в кор...дори было тихо (Ю. Смолич). 5. На зари зад...вивсь парнишка но своей (не) нашел (В.-І.Антонич). 6. Беркуты (ни) когда (не) сплямують (нет) своих рук (нет) своего сэр...я коварно пролитой кровь...ю! (И. Франко) 7. Вместе выбежали серны потр...мтіли на тонен...ких ногах и начали щ...пати траву (Г. Коцюбинский). 8. По дубраве ветер воет гуляет по полю край дороги гнет тополь до самого пола (Т. Шевченко). 9. ...Большой м...стецтво вступал хоть и од...ржимий бажан...ям матер...ально поддержать враз обедневшую семь...ю но и безмерно закохан...ый в муз... ку Иван Алчевс...кий (А. Шелест). 10. Больше (не) мог сказать (нет) (нет) второй (И. Франко). 11. Любите травинку и животное и солнце завтрашн...го дня в...чірню в поп...ли уголек благородную иноходь коня (Л. Костенко). 12. Садик был (не) небольшой но обильный. Здесь были яблони сливы вишни (Б. Гринченко). 13. Оксен Гамалия (нет) дать (нет) взять у своего отца удался (Гр. Тютюнник). 14. Уже (не) только в глазах но и на ее обезкровленому лиц...и проходу...ть тень надежды (Г. Стельмах). 15. Все меняется обновлю...ться рвется в ранах кровь...ю сходит с тоски в грудь б... замулю...ться илом порохом бы рвется...а потом опять...леним(с) во мгле... встает (П. Тычина). 16. (Не, ни) тщеславию (не, ни) пустого смеха я слез буду в мире искать (Леся Украинка). 17. А когда над городком стояло хоть и убогое но ясное и ласковое солнце (М. Волновой). 18. Второго дня пр...томилась я очень да и села ...почить в холодке под...рбою (Марко Вовчок). 19. (Не, ни) Богу свеча (не, ни) черту ладан (Народное творчество).

6. Перепишите, расставляя пропущенные разделительные знаки. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, апостроф, раскройте скобки.

1. На стр... мким пр.. .гірку отделение...им от других страшными дебрями порослім густо...личезними буками и елями покритім ломами и обвалищами деревьев было издавна главное легов...еще медведей (И. Франко). 2. Ивженко. забытая Богом и людьми живет Маруся в убежища зимы (Л. Костенко). 3. Освещенные взрывами водяные смерч... от мин и снарядов положение...налы тьму (О. Довженко). 4. Марина молча смотрела на мужчины лучистыми оч...ма сповнен...ыми безграничного счастья (А. Шиян). 5. Ген ковер соткан из птиц летит над морем (Л. Костенко). 6. Подавленная такими мыслями ходила Елена, как побитая (не) обзивалася (не, ни) к кому и словом (Гр. Тютюнник). 7. Вдоль дороги ровной ак...уратної и припорошен...ой чистым белым снегом чернели страшные и уродливые пожарища (Ю. Смолич). 8. Окрил...ни своим молниеносным успехом господа ротмистры (от) раз ударили на замок (Я. Качура). 9. София упала на землю прижала ч...ло до сплетен...ых узлом рук и (не) отрадно (по) детски зарыдала (Г. Стельмах). 10. Весь мокрый но с лицом ...ясненим радіст...ю выскочил Максим с плота на берег и бросился к ногам отцу (И. Франко). 11. Ветер розгулювався холодный пронизл...ный (О. Гончар). 12. Впечатлен...ий своей змаганиною с конем Сивоок не замечал множество... событий и вещей, которые его окружали (П. Загребелъний).

7. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные сочетанием существительных с предлогами, объясните знаки препинания при них.

1.Сікач, несмотря на свой немалый вес и короткие ноги, очень быстро бегает (Остап Вишня). 2.Слово сделало человека Человеком. Не орудие труда (и обезьяна, вопреки утверждению Дарвина, им может пользоваться), а именно Слово (П. Мовчан). 3. Причиной была здесь особая способность Карповича до практических дел, которым, несмотря на все попытка, не блистал Иван Иванович (И. Багмут). 4. Наперекор суховіям и черным бурям, повсюду идет она [белая акация] за человеком, заходя аж сюда, к самого Мертвого моря, где, кроме соли, уже ничто не растет (О. Гончар). 5. Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами, обособляются в зависимости от их распространенности, смысловой нагрузки, стилистической функции (Учебник). 6. Ядовитые опята, в отличие от съедобных, не имеют на своей ножке белого кольца. 7. Малый не ждал напасти, не готовился к сопротивлению, но и не растерялся, зная, что спастись может только благодаря самому себе (П. Загребелъний). 8. То ли под влиянием прощания и Соломіїних слез, или в результате реакции по пережитых заботах, его окутал сожалению (Г. Коцюбинский). 9. Моя хозяйка отдала мне эту дом за 15 p., хотя я сама вижу, что, в соответствии со здешними обычаями, она стоит 20 г. (Леся Украинка). 10. Я и сама, как тот барометр, то падаю, то здіймаюсь духом согласно положению погоды (Леся Украинка). 11. Это были гамазеї, где скрывался неприкосновенный запас зерна на случай неурожая или какого стихийного бедствия (О. Донченко).

8. Перепишите, расставляя пропущенные разделительные знаки. Укажите, в каких предложениях допускается вариантность в их употреблении. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, апостроф, раскройте скобки.

1. Образование в связи...связи со слабым здоровьем...ям Леся ро... начала дома. 2. (Не) смотря на отсутствие систематического школьного образования поэтесс...а уже в молодые годы была человеком всесторонних и глубоких знаний. 3. Она владела кроме украинской и російс.кої немецком француз...кой англійс...кой итальянской польском бол...гарс...кой греч...кой и латинс...кой языках. 4. С помощью брата Михаила Леся Украинка создает молодежный литературный кружок «Плеяда» но по причинам идейных разногласий между участниками этот кружок ро...пався. 5. В 1904 году выходит из печати новое... выдан...я стихов Леси Украинки «На крыльях песен». (Что) правда благодаря царс.кій цензуре туда не вошел ряд революционных стихотворений. 6. Поэзия Леси Украинки (на) отличие от подавляющего большинства (того) частных стихов отмеч... бад...рост...ю и опт...мізмом. 7. Поэтесс...а вопреки настроениям одиночества усталости и смерти прокл...нае руки «привыкли в неволе носит оковы ржавые и тяжелые». 8. Она призывает...дать для борот...бы все и даже собственную жизнь...я: «Пусть я погибну и пусть сияет мило над людьми солнцем правда и надежда!». 9. Благодаря высокой поэт...чній техн...эти искусному володин...й форме поэтесс...а достигла необычной эф...ективності в применени...и образной системы включая построение метафор сравнения...ь используй...я еп...тетив. 10. Стоит проследить какими определениями она наделяет имен...ик «слово» в зависимости от его назначения. Вот каких эп...тетив употребляет поэтесс...а к словам революционной активного действия: слово - огнисте, горячее, г...ряче, одважне, напс.не кровь...ю сердца, крылатое. На прот...вес этом на означен...я слов пассивного применения Леся Украинка принимает противоположные по своим (эмоционально) идейным звучан...ям тропы: слова - бесполезны, печальные, скучные; немой, холодный, странный труп слова. 11. Шевченко Франко Старицкий Глебов Щеголев все эти поэты использовали в своей поэзии пейзаж по своему талант... и идейных уподобан...ь. 12. Как и в всем творчестве в пейзажной лир...эти частности в изображении моря поэтесс...а внедряла оптимистичные светлые тона. 13. Она желала пи...чертить что настоящий поэт который владеет «в крицу закован...ым крепко узбро...им стихотворение...м» должен мужественно, несмотря на все препятствия нести свет правды и освобождения в народ. 14. Образы «Лесной песни» взяты Лесей Украинкой с фольклор... например с народных легенд поверь...ел песен не механически (По книге А. Каспрука «Леся Украинка»).

9. Найдите обстоятельства, выраженные дієприслівниками и дієприслівниковими оборотами, объясните знаки препинания при них.

1. Так сплелись жизнь и песня, переливаясь в одно (Б.-І.Антонич). 2. Солнце, вволю накупавшись в облаках и голубых прорубях, встряхнуло на снега венец лучи, бросило на небосвод сиреневые краски и легко впаялось в промерзший край земли (М. Стельмах). 3. Натрудившися в апреле, перецвівши в меня, идут деревья передлітні в наводнение кроткую свою (Г. Рыльский). 4. Пловцы мчались к берегу, захлебываясь водой, пробиваясь сквозь лед (Ю. Яновский). 5. Девушка, встрепенувшись, подняла голову (О. Гончар). 6. Дарья как резала ножом хлеб, прижав к груди, так и держит ее узнав о (Гр. Тютюнник). 7. Смутившись, я становлюсь на порог (Г. Стельмах). 8. Радовались люди вставая (Т. Шевченко). 9. За окном рассыпаясь катящаяся заря (Г. Стельмах).

10. Найдите уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения, объясните знаки знаки при них.

1. На сажень от кустов рос тоненький, в две мальчишечьи руки толщиной, бересток (В. Винниченко). 2.В него [селезня] на крыльях темно-синее, с перламутровым отблеском, перья, две белые подушечки на щеках - бакенбарды (В. Близнец). 3. К нему пришел особый, даже не очень большой, увы (. Шевчук). 4. Там, над Росью, стоит одна высокая скала (И. Нечуй-Левицкий). 5. Возле тех дверей на лестнице и дальше, почти до шосівки, стояла нерушна, словно неживая, очередь (В. Шевчук). 6. На левой стороне оврага, на відлозі, ослепительно-белая товчениця песков, зеленый блеск густого шелюжиння (Гр. Тютюнник). 7. На второй день, рано утром, Цепкая пошел к Грише (Панас Мирный). 8. Второго дня, в понедельник, не было и барщины (И. Нечуй-Левицкий). 9. Той же ночью, перед утром, замковая стража выпустила из замка сварливого нетерпеливого хорунжего с двумя гусарами (Я. Качура). 10. Мы ходили группками, плечо в плечо, и тихо, но взволнованно разговаривали (Ю. Смолич). 11. Едете вы компанией, то есть коллективом, так - человек пять, потому что дикая утка любит идти в суповую кастрюлю из-под коллективного труда (Остап Вишня). 12. Во всем человеческом я хочу искать красоту, то есть истину (О. Довженко).

11. Перепишите, отделяя запятыми обстоятельства, выраженные дієприслівниками и дієприслівниковими оборотами.

И. 1. Под ветром вгинаючи линии простые повис неподвижный за окнами дождь... (Есть. Плужник). 2. Они стояли молчаливые вглядываясь в далекое прошлое свое и своих родителей и стремясь мыслью в будущее (О. Довженко). 3. С людьми бывает часто так, что хорошо зная бывшего события современности она ни в зуб не понимает (Г. Рыльский). 4. Только кто народа родного не любит, пойдет по миру тихим нищим и прося к счастью путь потеряет (Д. Павлычко). 5. Троянцы в лодки сидя и быстро их поодпихавши по ветра красиво поплыли (И. Котляревский). 6. Старик встает и не прощаясь уходит, исчезает где-то внизу за курганом (О. Гончар). 7. Он смотрел на столб солнечного лучи, продравшись сквозь окно лег на стене четырьмя золотыми пятнами (Г. Коцюбинский). 8. Самолет медленно тронулся с места и упруго покачиваясь на толстых шинах колес поехал по зеленому полю аэродрома (В. Собко).

II. 1. Играет солнце лучами, белый снег становится ручьями, и пели ручьи находят путь к реки (Г. Стельмах). 2. Сверкала в лугу река и извиваясь терялась в зеленых одеждах надбережного роще (А. Шиян). 3. Голубой время притворившись водой течет в песчаных, чистых берегах (Есть. Гуцало). 4. Гребет лето в облачную обологу по заводях просмоленной лодкой, и натомивши в путешествии ноги ложится день отдохнуть за горбом (Есть. Гуцало). 5. Подсолнух достал из груди золотистый, задымленный сердце и влюбившись в ласточку ласточке отдает (Есть. Гуцало). 6. Иван с ужасом увидел, как выплыв из-за ветвей застряли головами бородатые козлы (Г. Коцюбинский). 7. Зозуля не только кует, а увлекшись еще и хававкає (О.Донченко). 8. О журавлях ты больше не пела, а сердцем чувствуя грозу хапливим движением украдкой втирала соленую, теплую и горькую слезу (Л. Дмитерко).

12. Найдите обособленные обстоятельства и выделите их запятыми.

1. Бойцы сидели некоторое время задумавшись. 2. В этих расщелинах особенно ночью очень легко было заблудиться. 3. Мост перегорівши с грохотом свалился в воду. 4. Несмотря на такую рань было совсем тепло (О. Гончар). 5. И сказано ему, что князь принимает только начав от двенадцати часов (И. Нечуй-Левицкий). 6. А Цепкая наперекор миру и людям какой-то веселый, рад (Панас Мирный). 7. Николай вместо барского поля вышел на свое поле (И. Нечуй-Левицкий). 8. Запад не погас разгоревшись (О.Донченко).

13. Перепишите, выделяя обособленные члены предложения.

1. Любовь к отчизне начинается с любви к березке возле родного дома, до тропы на огороде втоптанной детскими ногами (М. Рыльский). 2. Днепр внизу разлитый сияет, играет, катит воды (Г. Рыльский). 3. В Моринцах в Шевченковском краю пусть будет возраст благословенная хата такая убогая и такая богатая (Т. Коломиец) 4. Не называю ее раем тии хатиночки в роще над чистым прудом край села (Т. Шевченко). 5. Плотиной шла череда и вздымая пыль ревела и мекала (Г. Коцюбинский). 6. Дымок от разложенных на земле очагов прозрачными струйками поднимался к голубому небу (М. Коцюбинский). 7. Один-одинешенек среди морской равнины маячит крейсер вдали, и кроме него нигде ни паруса, ни катерки (О. Гончар). 8. Озеро похоже на огромную плоскую чашу (Есть. Гуцало).

14. Найдите вставные слова и предложения, выделите их запятыми.

1. 1. Видимо то и будет идеальное общество будущего, когда потребностью для каждого человека станет делать для другого только что-то хорошее, приятное, полезное, может даже самопожертовне (О. Гончар). 2. Нельзя говорят человеку помолодеть, а подобрішати всегда можно (О. Гончар). 3. Всякое случиться может на длинном возраста (О. Підсуха). 4. Ты меня, любимая, проведешь до поля я уйду и больше не приду (Г. Рыльский). 5. Неужели и вправду неизбежность есть в чередовании радости и беды (Л. Первомайский). 6. Действительно лучше в родном краю хоть и кости положить, чем в чужбине в покоя, хоть бы и в достатке жить (И. Франко). 7. Трудно рассказать, для чего собственно нам нужна мечта и что она такое, и видимо в мире никто живой без мечты не прожил (Леся Украинка). 8. К сожалению мир построен так что счастье человечества приобретается ценой чьих-то страданий (О. Довженко).

II. 1. Надо хлеба человеку и металла надо музыки и пьедестала, и видимо над все до загиба надо веры человеку в человека (В. Забаштанский). 2. Кажется горы переворачивал бы и не слышал усталости (Г. Коцюбинский). 3. Получается нет ничего не возможного для человека, ее ума и силы (С. Голованевский). 4. Идут девушки в поле жать и знай поют уходя (Т. Шевченко). 5. Может вы слышали, как пахнет земля? (Т. Масенко) 6. Я люблю, как бывает осенью пахнет яблоками в доме (А. Малышко). 7. День побратался наконец с погодой, в небо вознес малиновые знамена (А Малышко). 8. Чистое небо не налягало на горы, а наоборот своей высокой легкой синевой довершала, гармонично дополняло их (О. Гончар).

15. Найдите вставные слова и словосочетания, определите их значение и объясните знаки препинания при них.

1. И действительно, француз Боплан приложил здесь всего своего опыта, чтобы сделать Кодак необоримою крепостью (А. Коваль). 2. Голубь, видно, утихомирился и заснул (В. Самчук). 3. Конь, кажется, остановился возле ее дома (М. Стельмах). 4. Марко никогда не видел на материнім вида таких крошечных слез, наверное, старость или безвременье здрібнили их, как здрібнювали все на свете (М. Стельмах). 5. Казалось, так и надо (В. Самчук). 6. Теперь вернули, без сомнения, до леса (В. Близнец). 7. Пожалуй, нет уже на свете правды! Видимо, она уже за море убежала! (Есть. Гребенка) 8. Повиймавши хлеб из печи, Катя вот уже, небось, и вправилась была (А. Головко). 9. Может, и искренняя, горячая речь сломила зиму! (Леся Украинка) 10. Отец, конечно, навестил приятеля в больнице и спросил, у него на составе все в порядке (В. Шевчук). 11. Хм, если по росту судить, у него небольшая судьба, но, видать, проворная (Г. Стельмах). 12. У меня душа, было, песнями аж звенит (Л. Костенко). 13. Это как, скажем, веровать в Бога и душу продавать сатане (Л. Костенко). 14. Небо, очевидно, облачное, ибо на нем ни огонька (В. Шевчук). 15. К счастью, Федя не может слышать никаких советов и счастливо добирается до берега (В. Винниченко). 16. За это я, к великому удовольствию родителей, вернулся в Житомир (В. Шевчук). 17. Дольше всего стоял Волк перед домом Чєпіжного, но и Чепіжного, к его большому сожалению, не было на этот раз дома (М. Винграновский). 18. У меня, недавно на огороде Красная Рожа зацвела, и надо же, на беду, у нее Хмель пустился! (Есть. Гребенка)

16. Найдите обращения, объясните знаки препинания при них,

1. Что, братец, посеешь, то и пожнешь (Л. Глебов). 2. Любая, милая, расстроена ты ходишь, налитая счастьем крайне? (П. Тычина) 3, Куда ты несешься, куда летишь, моих порывов птица ранняя? (А. Малышко) 4, Какая же горькая, Господи, чаша сия (Г. Зеров). 5, Ой парень, парень, ты в одчаю красоте нестямній в глаза глянь! (Б.-И. Антоныч) 6. Процветай ты, веснонько красна, духом творчества все обнови (П. Грабовськии). 7. Благословенны вы, следы, не смыты вечности дождями, путешественника Сковороды (Г. Рыльский). 8. Брат ты мой, какая стужа! (Панас Мирный)

17. Найдите междометия, объясните знаки препинания приних.

1. Ой, три пути широких воедино сошлись (Т. Шевченко). 2. О, что за тоска разум мой опала! (М. Зеров) 3. Ах, эти женщины! им бы только плакать... (Ю.Смолич) 4. Эй, просторы которые, любо-мило земли (В. Винниченко). 5. Эх, не жизнь - рай! (В. Близнец) б. Ба, нонижче села, при теснине, уже виднелись широкие реки и пруды (И. Франко). 7. В, благородная псина: тебе воля дороже, чем довольна злость (Г. Коцюбинский). 8. Фу, какое свинство!.. (М. Коцюбинский) 9. Хе, вот уже и устал (М Коцюбинский).