ЭВОЛЮЦИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ XX в.
Как определяет Дж. Робинсон рыночные ситуации? Объясните их смысл
Робинсон определяет рыночные ситуации как чистую монополию, монопсонію, олигополию и связанные с ними формы монополизации рынка.
Чистую (абсолютную) монополию она определяет как владение продуктом, для которого нет близкого агонистов. Покупатель в таком случае лишен возможности выбора и вынужден покупать товар у монополиста (один продавец - много покупателей). Поэтому фактически целую отрасль представляет один производитель, который и диктует цену на рынке.
Чистую монополию Робинсон связывает с монополией на факторы производства, особенно на сырье. Поведение монополиста на рынке не сдерживается другими фирмами - конкурентами. Он полностью контролирует объемы производства товара и его цене, получая сверхприбыль. Но абсолютный контроль возможен только при условии, что сам производитель является собственником материальных факторов производства, иначе предельная цена факторов будет расти одновременно с ростом цены товара.
Монопсония - ситуация, противоположная чистой монополии (один покупатель - много продавцов). Анализируя эту ситуацию, Робинсон показывает, что монопсонистов также может применять ценовую дискриминацию и таким образом контролировать рынок. Но и его власть на рынке ограничивается многими факторами.
Реальным для рынка есть нечто промежуточное между чистой конкуренцией и чистой монополией, и, по мнению Робинсон, такое состояние нагляднее отражает факторы поведения монополистов на рынке. Это тип рынка, контролируемый несколькими фирмами, - олигополия. Как правило, фирмы объединяются и препятствуют вступлению других фирм на рынок. В результате там царит ограниченное количество производителей однородного или взаимозаменяемого продукта. Это делает возможным контроль за ценообразованием, сохранение напівмонопольного положения, получения сверхприбыли и дает возможность избавиться от негативных для накопления капиталов последствий конкуренции.
Конкуренция как таковая по олигополии сохраняется, но в особых формах: ее функции, в частности стимулирование и уравновешивания экономики, ограничиваются, что приводит к частичной потере конкурентного эффекта. Том Робинсон называет ее несовершенной конкуренцией.